Под поверхностью вашей кожи скрывается таинственный мир невидимых отметин, рассказывающих историю, такую же древнюю, как ваша ДНК.
Удивительно, но оказывается, что на нашей коже есть невидимые узоры, похожие на секретные дорожные карты, проложенные по нашему телу. Но это не обычные, заурядные узоры. Это замысловатые линии и пятна, напоминающие мазки кисти абстрактного художника. Эти "тайные полосы" являются продуктом формирования внешнего слоя кожи во время эмбрионального развития. Удивительно, но эти полоски не видны невооруженным глазом, даже вашему остроглазому кошачьему компаньону, пишет ScienceAlert.
В Фокус.Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и увлекательные новости из мира науки!
В начале 1900-х годов немецкий дерматолог Альфред Блашко заинтересовался этими невидимыми узорами после обследования более 150 пациентов. Блашко заметил необычную тенденцию в распределении кожных заболеваний, таких как родинки, родимые пятна, а также таких болезней, как экзема и витилиго. Казалось, что они группируются вдоль определенных линий, как будто придерживаясь заранее определенного маршрута.
Эти загадочные пути, как пишет Тесса Кумундурос, известные сегодня как линии Блашко, не соотносятся с другими анатомическими системами, такими как кровеносные сосуды или нервы. Вместо этого они вырезают дуги на груди, создают узоры, напоминающие горные хребты на спине, и образуют закрученные петли на ягодицах.
Перенесясь на столетие вперед, врач Рудольф Хаппле расширил карту Блашко, включив в нее дополнительные характеристики, такие как спирали кожи головы и волнистость шеи. Ученые сходятся во мнении, что линии Блашко представляют собой пути, по которым двигались наши клетки во время деления и роста на ранних этапах развития.
В драме развития главные роли играют кератиноциты — первичные клетки поверхности нашей кожи — и меланоциты — клетки, вырабатывающие пигмент глубоко в коже. Именно эти клетки набрасывают интригующие линии Блашко.
На эмбриональной стадии меланоциты формируются в нервном гребне — области, которая со временем дает начало, помимо прочего, частям нервной системы. Примерно в это же время женские клетки начинают выбирать, какую из двух унаследованных Х-хромосом — по одной от каждого родителя, деактивировать. Этот процесс носит случайный характер, то есть некоторые клетки кожи могут иметь активную Х-хромосому от мамы, а другие — от папы.
Как следствие, линии клеток кожи, имеющих одну и ту же активную Х-хромосому, образуют генетическую сеть, известную как мозаицизм. Иногда ранние мутации могут привести к появлению более обширных пятен.
Хотя у людей цвет кожи определяется множеством факторов, а не только Х-хромосомой, некоторые состояния могут сделать эти невидимые линии видимыми, например, пигментный мозаицизм. Это может привести к появлению необычных полос и вихрей цвета на коже, которые совпадают с линиями Блашко.
Одним из самых экстремальных примеров мозаицизма является химеризм — редкое состояние, возникающее, когда две оплодотворенные яйцеклетки сливаются, образуя одну особь, что приводит к появлению шашечного узора из двух различных типов кожи.
Некоторые эксперты считают, что линии Блашко могут также влиять на распространение кожных заболеваний, проливая свет на такие состояния, как экзема и псориаз. Таким образом, то, что может показаться необычным природным явлением, потенциально может содержать ключи к пониманию и диагностике кожных заболеваний.
Так что, когда вы в следующий раз будете смотреться в зеркало, помните, что ваша кожа — это нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Невидимые, неприметные, но несомненно интригующие, эти скрытые магистрали могут незаметно формировать наше понимание здоровья и заболеваний кожи.
Ранее Фокус писал о советах врачей по обнаружению рака кожи. Известный дерматолог поделилась опытом и указала на что нужно обращать внимание при профилактическом самоосмотре кожи.
Также Фокус писал о созданным учеными кожном покрове, усточивому к холоду и микробам. Инновационная кожа не только способна выдерживать экстремально низкие температуры, но и обладает мощными антимикробными свойствами, что делает ее идеальным материалом для носимых медицинских устройств.