Разделы
Материалы

Обратная сторона прогресса: наш мозг не может привыкнуть к электронному тексту, - ученые

Ксения Романова
Фото: freepik | Такие устройства, как электронные ридеры, использующие электронные чернила для имитации бумаги, могут предложить решение проблемы

Несмотря на то, что чтение не является передающимся по наследству навыком, век цифровых технологий еще сильнее стал нагружать наш мозг. Ученые рассказали, как адаптировать его к новым реалиям.

В недавнем комплексном исследовании, проведенном учеными Университета Маккуори в начале 2024 года, была выявлена существенная разница между чтением с экрана и на бумаге, в частности в том, насколько хорошо читатели понимают и запоминают информацию. В ходе проведенных исследований была выявлена закономерность: чтение с цифровых устройств, как правило, приводило к ухудшению понимания и запоминания информации по сравнению с традиционными бумажными формами. Это было названо "эффектом неполноценности экрана", пишет ZME Science.

У Фокус.Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и увлекательные новости из мира науки!

Профессор Эрик Райхл из Школы психологических наук Маккуори объяснил этот феномен, указав на недавнее эволюционное развитие чтения как навыка. В отличие от речи, которая является врожденной способностью человека, чтение требует сложных и быстрых взаимодействий между когнитивными и зрительными системами. Изначально эти системы не были предназначены для чтения, что делает его приобретенным навыком, для овладения которым требуется длительная практика. Появление цифровых экранов добавляет еще один уровень сложности, что часто приводит к поверхностному чтению и слабому запоминанию, особенно в условиях нехватки времени или при работе с плотными, насыщенными информацией текстами.

Такие устройства, как электронные ридеры, использующие электронные чернила для имитации бумаги, могут предложить решение проблемы, считают ученые. Эти гаджеты отражают, а не излучают свет, обеспечивая более схожее с книгой восприятие, что может сгладить некоторые недостатки, наблюдаемые у других цифровых устройств. Доктор Лили Ю, психолог из Университета Маккуори, отметила, что если погружение в чтение повествования на экране может быть минимальным, то проблемы с пониманием становятся более очевидными при чтении сложных текстов, таких как академические или технические материалы, особенно для менее опытных читателей.

В исследовании также изучались более широкие когнитивные последствия чтения с экрана. Такие факторы, как яркость экрана, напряжение глаз и отвлекающие мультимедийные элементы, могут снижать способность читателя концентрироваться. Более того, привычное использование устройств для отдыха и многозадачности может снизить уровень умственной активности, необходимой для глубокого чтения, заявили авторы.

Однако любителям цифрового чтения не стоит терять надежду. Те же исследования показывают, что при целенаправленной практике читатели могут выработать стратегии, позволяющие преодолеть некоторые из этих барьеров. Профессор Райхл призвал к настойчивым усилиям по переучиванию нашего мозга для адаптации к цифровым форматам, подчеркнув, что, хотя вернуть глубокую концентрацию внимания может быть непросто, это вполне достижимо и стоит того.

Ранее Фокус писал об опасении специалистов того, что через пять лет ИИ станет умнее людей. Архитекторы искусственного интеллекта предупреждают, что он сможет превзойти людей практически в любой задаче.

Также Фокус писал о том, что хирург и робот успешно провели сложнейшую операцию. Дуэт хирурга и робота успешно провел одну из сложнейших операций в брюшной полости, открыв новую страницу безопасных, легких и эффективных операций.