Разделы
Материалы

Помогли рисунки пастуха: археологи раскрыли детали истории древнего греческого храма (фото)

Ася Небор-Николайчук
Фото: Wikimedia Commons

Исследуя рисунки, которые оставили греческие пастухи еще 2600 лет назад, ученые сделали неожиданное открытие. Оказалось, что один из пастухов изобразил древний храм — Гекатомпедон.

Благодаря рисунку пастуха на мраморном выступе скалы в Варе, примерно в 20 километрах к юго-востоку от Афин, ученые узнали о прошлом храма Афины, Парфенона. Это изображение является частью большого комплекса, который изучает археолог Мерл Лэнгдон, включающего более 2 000 граффити, сделанных пастухами и козопасами, пишет Greek Reporter.

У Фокус.Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и захватывающие новости из мира науки!

Датированные VI веком до нашей эры, граффити содержат тексты, рисунки кораблей, лошадей и различных сцен, в том числе эротических. Среди них выделяется грубо выцарапанный рисунок здания. Несмотря на грубое исполнение, наличие колонн и ступенек позволяет предположить, что это изображение храма.

Рисунок сопровождает греческая надпись "To Hekatompedon ... Mikonos" ("100-футовое здание ... Микона"). Хотя о Миконе больше ничего не известно, считается, что он был пастухом, который создал граффити.

Использованный древнегреческий алфавит подтверждает, что рисунок создан в VI веке до нашей эры. Термин "Гекатомпедон", что означает "100-футовый" (32,8 м), является названием храма, посвященного Афине, позже известного как Парфенон.

Фото: Janric van Rookhuijzen/ American Journal of Archaeology

Это открытие означает, что Микон изобразил здание на Акрополе, а учитывая дату, рисунок предшествует Парфенону минимум на 50 лет. Находка подтверждает теорию о том, что более старые храмы существовали на Акрополе еще около 450 года до н. э. Это подтверждается историческими свидетельствами о разрушении Акрополя персами в 480 году до н. э., во время которого уничтожили много зданий.

Добавляет интриги древнегреческий демократический декрет, предшествовавший персидскому нападению и Парфенону, в котором также упоминается Гекатомпедон, использовавшийся для хранения сокровищ. Этот декрет долгое время озадачивал археологов, которые спорили, принадлежит ли Гекатомпедон к храму или к открытому двору. Граффити Микона свидетельствует о том, что Гекатомпедон действительно был храмом, что согласуется с исторической функцией греческих храмов как сокровищниц.

Граффити Микона противоречит распространенному предположению, что грамотность была редкостью среди пастухов в Древней Греции и свидетельствует о более высоком уровне грамотности, чем считалось ранее. История рисунка Микона демонстрирует, как маленькие, казалось бы, незначительные каракули могут открыть глубокое понимание исторических загадок и обогатить наше понимание одного из самых знаковых археологических объектов в мире.

Ранее Фокус писал об интересных подробностях древней настольной игры, которые обнаружили исследователи.

А также о том, для кого сооружали самые большие курганы. Благодаря исследованию этого вопроса, ученые хотят узнать, как именно появилось социальное неравенство.