Разделы
Материалы

Утраченные ледники Антарктиды "воскресили": как континент выглядел до драматического обрушения

Тая Китова
Фото: UMN | Взгляд на ледник Крейн, 21 декабря 1968 г

Исследователи использовали 1 000 исторических фотографий и смогли реконструировать антарктические ледники до того, как они были утеряны.

Антарктида находится далеко, а потому изменение условий на ледяном континенте может показаться далеким, на самом деле эти изменения могут иметь глубокие последствия для человека и планеты в целом. Удаление шельфового ледника может привести к быстрому таянию материковых ледников и повышению уровня мирового океана, пишет Space.

В марте 2002 года шельфовый ледник Ларсена В катастрофически обрушился, в результате чего Антарктида утратила огромный массив суши. Известно, что обрушению предшествовали несколько лет необычно высоких температур. Они привели к резким изменениям, что заставило ученых пристально следить за ледниками с тех пор.

У Фокус. Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и захватывающие новости из мира науки!

В новом исследовании команда из Университета Вуллонгонга использовала около 1 000 пленочных фото Антарктиды 1960-х годов, чтобы реконструировать, как выглядели пять ледников за десятилетия до обрушения Ларсена В. В результате ученые смогли точно подсчитать, каким был их вклад в повышение уровня моря.

Наложенные друг на друга изображения ледника Крейн в 1968 году
Фото: UMN

Шельфовые ледники — толстые плавающие тела льда, прикрепленные к береговой линии Антарктиды. Таяние таких ледников едва ли может напрямую повлиять на повышение уровня моря, однако именно эти глыбы льда "сдерживают" движение материковых ледников. Если шельфовые ледники удаляются, материковые быстро тают: лед с суши попадает в океан и вызывает повышение уровня моря.

В условиях климатического кризиса, когда важно прогнозировать будущий климат Земли, ученые считают, что не менее важным является понимание того, как шельфовые ледники реагировали на изменения климата в прошлом. Однако некоторые места в Антарктиде настолько удалены, что добраться туда почти не представляется возможным — слишком сложно и дорого.

К счастью, в большинстве случаев ученые могут воспользоваться спутниками для сбора данных — это относительно дешево и легко. Однако постоянный облачный покров на Антарктическом полуострове может мешать спутниковым наблюдениям большую часть года. Простыми словами, для многих антарктических районов наблюдения редки и часто краткосрочны.

Обрушение шельфового ледника Ларсена Б из космоса, 17 марта 2002 г
Фото: NASA

К счастью для нас, в период с 1946 по 2000 год картографы ВМС США облетели почти каждый уголок Антарктиды, сделав в общей сложности около 330 000 высококачественных широкоформатных фото пленочных фото в попытке составить карту континента. Сканы фотографий были заархивированы Полярным геопространственным центром Университета Миннесоты и доступны для бесплатной загрузки. Эти фотографии имеют такое же высокое разрешение, как и многие современные спутники.

С помощью этих снимков ученые смогли создать точные и масштабированные в реальном мире 3D-модели пяти ледников в районе Ларсена B, использовав технику, известную как фотограмметрия. Традиционный способ использует два перекрывающихся фото с разных углов, что позволяет создать 3D-поверхность.

В результате ученые смогли объединить сотни перекрывающихся фото, что позволило им воссоздать 5 ледников Антарктически до того, как они были потеряны. Результаты исследования показывают, что в период с 1968 по 2001 год (за несколько месяцев до обрушения) ледники оставались относительно стабильными.

После обрушения ледники потеряли 35 миллиардов тонн наземного льда. Из-за одного большого ледника было потеряно 28 миллиардов тонн: эквивалентно примерно 0,1 мм глобального повышения уровня моря. По словам ученых, это может звучать не так уж страшно, но важно понимать, что это результат лишь одного ледника и после единичного события обрушения.

Ранее Фокус писал о том, что Аляска приближается к необратимой критической точке: ледники тают вдвое быстрее, чем раньше.