Очень опасный путь. Земля повсеместно теряет ледники, но есть одно место, которому все ни по чем
Исследователи обнаружили, что несмотря на снижение толщины и протяжности арктического морского льда, он все еще "засорят" самый сложный водный путь в мире.
Северо-Западный проход — самый сложный и опасный путь в мире, пролегающий между Тихим и Атлантическим океанами. За последние более сотни лет, с 1906, по этому арктическому маршруту прошло менее 400 рейсов — причиной тому опасные ледовые условия, пишет SciTechDaily.
Над планетой навис климатический кризис, который не только принес волны жары, засухи и масштабных пожаров, но также обрушил на мир экстремальный сезон ураганов. Ученые то и дело предупреждают о том, что ледовые щиты планеты неумолимо теряют лед, но новое исследование показало, что на Земле есть одно место, которому изменения климата, видимо, ни по чем.
У Фокус. Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и захватывающие новости из мира науки!
Несмотря на повсеместное снижение толщины и протяжности арктического морского льда, ученые обнаружили, что судоходные пути вдоль северного побережья Северной Америки стали еще менее пригодными для навигации. Результаты исследования показывают, что в этих местах, старый, более толстый лед остается, затрудняя навигацию и засоряя важные узкие проходы.
Северо-Западный проход известен тем, что бросает вызов мореплавателям, прокладывающим путь через скопление островов к северу от материковой Канады. Однако, несмотря на всю свою опасность и непредсказуемость, этот путь все еще остается заманчивым из-за расстояния, которое можно сэкономить на пути между Тихим и Атлантическим океаном.
Уменьшение толщины и протяжности морского льда в Арктике на фоне потепления климата, как правило, делает проход более жизнеспособным в течение длительного "окна" каждое лето. Но новое исследование показывает, что в последние годы дрейф льда на юг засоряет проход еще больше, что приводит к значительному сокращению продолжительности "судоходного окна". Это наблюдается в период с 2007 по 2021 годы.
По словам ученого по морскому льду Уолта Мейера, 13 июля 2024 года спутник сделал редкий снимок островов и водных путей, образующих суть Северо-Западного прохода. Суда, совершающие этот транзит вдоль северной Канады, должны огибать остров Виктория либо с севера, либо с юга: каждый маршрут имеет свои собственные "узкие места", где лед имеет тенденцию скапливаться и задерживаться. Однако, судя по снимку, лед, вероятно, преграждает все возможные пути.
Любопытно, что 15 июля, в пик сезона таяния, протяжность морского льда в Арктике заняла седьмое место среди самых низких значений, согласно спутниковым наблюдениям. По словам Мейера, лед вдоль южного маршрута должен был бы очиститься задолго до типичного минимума морского льда, однако покрытие в каналах, вероятно, зависит от того, как ветры переносят дрейфующий лед.
Некоторые исследователи считают, что старый морской лед, который уходит, препятствует судоходству в Северо-Западном проходе. Дело в том, что многолетний лед более устойчив к изменениям в атмосфере и океане. Он также теряет часть своей солености, что позволяет ему оставаться замерзшим даже при повышении температур.
Ранее Фокус писал о том, что самый большой в мире ледниковый щит может растаять: нас ждут катастрофические последствия.