Экономисты провели масштабный социальный эксперимент в 40 странах мира
Группа экономистов провела массовый социальный эксперимент с якобы утерянным кошельком в 40 странах мира. Об этом сообщает The Guardian.
Авторы эксперимента хотели проверить, какое количество людей действительно возвращают утерянные кошельки их владельцам. В исследовании приняли участи 17 тыс. человек.
В ходе эксперимента экспертам удалось выяснить, что большинство людей все же возвращают утерянные кошельки. И, вопреки классической экономической логике, чем больше денег окажется в кошельке, тем вернее он вернется к хозяину.
"Мы ошибочно полагаем, что наши собратья эгоисты. На самом деле их самооценка как честного человека важнее, чем краткосрочная денежная выгода", – заявил доцент кафедры экономики Мичиганского университета и первый автор исследования Ален Кон.
Так, результаты исследования опровергли ожидания профессиональных экономистов, а также 2,5 тыс. респондентов, которые утверждали, что люди будут действовать в собственных интересах.
Во время эксперимента научные сотрудники бросали кошельки в общественных местах крупных городов. Всего на страну приходилось около 400 экспериментов.
В разных случаях кошельки оказывались или пустыми, с минимальной суммой, а также с крупной суммой денег. Также в них были адреса электронной почты и номер телефона "владельца". Суммы были рассчитаны в соответствии с покупательной способностью в разных странах. Общая стоимость проекта составила около 600 000 долларов США.
Всего 51% людей, нашедших кошелек с небольшой суммой, вернули его, против 40% тех, кто нашел кошелек пустым. В случае, когда в кошельке находилась большая сумма денег процент вернувших его людей существенно вырос – 72% человек.
Также на решение людей влияло и общее благосостояние страны. Например, датчане, шведы и новозеландцы оказались самыми честными, находя кошельки с большими суммами. В Китае, Перу, Казахстане и Кении в среднем только 8–20% кошельков вернулись владельцам.
Несмотря на это, почти повсеместно кошельки с большей суммой денег чаще возвращались владельцам. Единственным исключением послужили эксперименты в Перу и Мексике, хотя результаты не были статистически значимыми.
В результате исследователи пришли к выводу, что главной мотивацией людей, вернувших кошельки, было нежелание считать себя вором.
"Люди хотят видеть себя честным человеком, а не вором. Присвоение найденного кошелька сопряжено с необходимостью изменить собственную самооценку, что связано с психологическими издержками", – заявил профессор экономики в Цюрихском университете и соавтор эксперимента Мишель Марешаль.
Как ранее сообщал Фокус:
По данным соцопроса, у украинцев максимально дружелюбное отношение к Германии и Беларуси. В то же время к России положительно настроены 25,2%, тогда как 64,4% настроены негативно.
Другой же соцопрос показал, что 42% украинцев выступают за вступление Украины в НАТО. 63% респондентов выразили готовность принять участие в референдуме по вступлению Украины в НАТО.