Разделы
Материалы

Бахтеева: в Минздраве бизнесмены сидят круглосуточно

Татьяна Бахтеева - глава Комитета ВР по вопросам здравоохранения о злоупотреблениях в Минздраве, смене министра и множестве других проблем в сфере медицины, связанных в основном с коррупцией

Татьяна Дмитриевна, ваш Комитет на днях обратился в Верховную Раду с требованием заслушать министра здравоохранения Зиновия Мытныка - хотите, чтобы он отчитался за злоупотребления, о которых сказано в отчетах КРУ. Когда это случится?

Наши источники говорят, что сейчас вы объединились с представителями оппозиции, лишь бы уволить г-на Мытника. Рассказывают также, что вы изначально были недовольны его назначением и ратовали за другого кандидата на это кресло. Чем он вам насолил?

В первую очередь, мы ни с кем не объединялись по политическому признаку. Во-вторых, я в партии на вопросы трудоустройства не влияю. Иногда могу помочь с работой инвалидам или детям-сиротам, которые ко мне обращаются как к депутату. Но назначение министра – не моя парафия, так что влиять на выбор кандидатуры я не могла. А что касается недовольства, то и здесь вы ошибаетесь. Мы с Зиновием Николаевичем знакомы с 1997-го года и никогда не ссорились, у нас есть общие друзья, дни рождения которых мы посещаем. Но в нынешних условиях, когда стали известны факты коррупции и расточительства бюджетных средств, я не стану защищать министра. У меня нет на это ни оснований, ни полномочий.

Мытник, поговаривают, хочет уволиться сам. Наши источники рассказали, что он планирует участвовать в конкурсе на замещение вакансии ректора Ивано-Франковского медуниверситета. Правда?

Я с ним об этом не говорила. Но вакансия такая и вправду существует. Тем более Зиновий Николаевич сам из Ивано-Франковска, и, насколько мне известно, перед своим назначением планировал участвовать в этом конкурсе.

Так или иначе – уйдет он сам или его уволят, кресло министра здравоохранения вскоре освободится. Кого бы вы предложили на эту должность?

Не моя роль - предлагать. Но если вы спрашиваете меня, как эксперта, а не политика, - я скажу. Представитель фракции коммунистов Юрий Гайдаев – который работал в правительстве Виктора Федоровича Януковича – профессионал и человек с большим опытом. Сейчас могут говорить, что у нас были какие-то общие дела и интересы, но это неправда. То правительство проработало, к сожалению, очень мало - чуть больше года, однако именно в 2007-м году бюджет здравоохранения был самым большим за все годы независимой Украины, 3,9% от ВВП. А, к примеру, в 2009 г. это показатель составил всего 2,9%.

Кто еще на скамье запасных?

Не то чтобы я ратую за представителей Донецкого региона, но, к примеру, Александр Орда – хороший кандидат. Г-н Орда в 2008-м работал в Минздраве первым замом министра, много лет руководил Донецким областным управлением здравоохранения. Конструктивен и умен. В конце концов, хорошими министрами могли бы быть Виталий Москаленко и Юрий Поляченко.

Александр Орда – нынешний заместитель руководителя Государственного управления делами, считается близким к Виктору Януковичу. Якобы при премьерстве Виктора Федоровича именно г-н Орда сопровождал его на всех "медицинских" мероприятиях, а если вдруг появлялся министр, Янукович закатывал настоящий скандал. Что же касается кандидатур на кресло министра, то источники Фокуса называют также Раису Богатыреву, нынешнего руководителя СНБО – ред.

Г-жа Бахтеева, а вы министром быть не хотите?

Нет, мне уже предлагали эту должность, и если предложат еще раз, я однозначно откажусь.

Давайте откровенно о проверках КРУ. Ревизоры, похоже, забыли, что во время свиного гриппа почти на 300 миллионов гривен было куплено медоборудование. Прямые контракты без проведения тендера в срочном порядке заключали замы министра - Василий Лазоришинец и Валерий Бидный, зять коммуниста Александра Ткаченко. Им что-то грозит или они остаются на должностях?

В тех материалах ГлавКРУ, которые мы получили, о гриппе данных нет. Возможно, этот вопрос мы тоже будем рассматривать, но пока мы имеем на руках отчеты КРУ, в которых озвучено имя Зиновия Мытныка. Возможно, остальных в отчете случайно не вспомнили. А Валерий Бедный, между прочим, долго руководил управлением здравоохранения в столице, я его считают очень грамотным и профессиональным человеком.

Мы встречаемся с Татьяной Бахтеевой сразу после заседания Комитета по вопросам здравоохранения. В коридоре – жуткий крик: бютовец и бывший врач Юлии Тимошенко, член комитета Вячеслав Передерий отчитывает какую-то минздравовскую сотрудницу за непрозрачность закупок онкопрепаратов, утверждая, что "в глазах одни деньги – все вы туда ради этого идете, совесть потеряли".

Татьяна Дмитриевна, что за крик в комитете – кто что украл?

А, это рабочие моменты. Хотя крик справедливый – мы как раз обсуждали на заседании работу Тендерного комитета Минздрава и то, как непрозрачно порой совершаются закупки: одни и те же поставщики годами выигрывают тендеры.

Вам известны имена этих поставщиков, а также лоббистов при Минздраве?

Я больше скажу: мы годами пишем в Минздрав и просим пустить нас на заседание Тендерного комитета. Опыт, знания у нас есть – могли бы помочь в работе. И, наконец, увидеть, насколько прозрачно заключаются договора, кто подписывает документы.

Вам показывают протоколы заседаний?

Нет, даже копий не дают. Вот, например, сейчас 62 миллиона гривен пошло на закупку вакцин. Дело нужное, бесспорно, но мы снова не знаем, как прошел тендер. В 9 утра начинается заседание, а в 10 нам приходит письмо: уважаемые члены Комитета, ждем вас. Весь 2010-й год пишем и никаких результатов.

Кстати, что произошло в "Фармцентре" - вы заявляли о непрозрачном назначении директора?

Виктор ХоменкоВасилий Блихар

Кто такой Василий Блихар – вам известно?

На момент голосования я имела на руках лишь официальные документы об этом человеке, о его образовании, опыте работы. Во время его выступления я задала вопрос: работал ли он хоть один день своей жизни в фармацевтической отрасли. Он ответил, что нет. Уже после того, как было проведено повторное голосование в нарушение действующего законодательства, мне стало понятно, что кто-то очень сильно заинтересован в том, чтобы именно он отвечал за допуск всех без исключения лекарств на рынок Украины.

Как мне позже сообщили осведомленные люди в кулуарах Верховной Рады, Василий Блихар является родственником одного из крупнейших игроков фармацевтического рынка Украины, точнее сказать – посредника, имеющего очень тесные связи в Министерстве здравоохранения. Кстати говоря, подконтрольные ему предприятия также фигурируют в отчетах ГлавКРУ. Есть ли в этом элемент коррупции?

Давайте поговорим о реформах. В Раде лежит законопроект, которым предлагается внедрить принудительное лечение от туберкулеза. Когда документ будет принят и как это будет происходить?

Единственный закон, действующий в Украине в сфере туберкулеза, был принят в 2001-м году. Учитывая сложнейшую ситуацию с этой болезнью в Украине, которая практически не меняется много лет, я на протяжении 2009 года активно этим законом занялась, обновила, основываясь на мировом опыте, и предложила депутатам. Речь в нем идет не о принудительном лечении, а об обязательном. Вот смотрите: у вас выявляется активная форма туберкулеза, вам предлагают лечиться, но вы отказываетесь. Тогда врач, медсестра – кто угодно, готовит документы и Минздрав обращается в суд.

Я благодарна своим коллегам – членам Комитета за то, что они поддержали принятие этого законопроекта в первом чтении и высказали свои предложения по его доработке ко второму. Я уверена, что этот законопроект будет принят. Во всяком случае, ранее вопросы, касающиеся здравоохранения населения, всегда объединяли парламентариев.

Все-таки, почему страна тратит миллионы на борьбу с туберкулезом, а больных все больше?

Янукович в 2007 году увеличил финансирование программ по борьбе с туберкулезом более, чем в три раза – до 200 млн. грн. Сегодня наша страна занимает первое место в мире по химиорезистентной форме туберкулеза – это 20-30% от общего количества больных. Это означает, что либо людям не предоставляется полное лечение, либо закупающиеся препараты - некачественные и попросту не работают.

Еще одна беда – вакцины БЦЖ, которых сейчас нет во многих больницах. А между тем врачи предлагают родителям покупать прививки из-под полы – за 400 гривен. Что происходит?

Это правда. Вакцина БЦЖ делается в самые первые дни рождения ребенка. Но сейчас ее не хватает - только в начале мая начали поступать вакцины в регионы. Не было графиков закупок, не было плана – власть менялась, выборы. Но не только в этом дело – по нормативу Минздрав должен покупать на 25% вакцин больше, про запас, а вдруг родиться больше 450 тысяч в год, а вдруг обвал, кризис, дефолт. Если бы это делалось, никакая смена власти не сказывалась бы на поставках.

Правда, что идет война между производителями? Датские вакцины БЦЖ завозятся через компанию "Ганза", которая принадлежит бизнесмену Петру Багрию. А российские вакцины поставляет сын г-жи Богатыревой – Александр Богатырев, у которого недавно Минздрав осуществил рекордную закупку. Может, в этом дело?

И такое есть. Датская вакцина более реактогенная, у нее нет дозированного шприца, поэтому может быть недозировка или передозировка. Я лично отдаю предпочтение российской вакцине, если друзья просят совета. Потому что она нас пока не подводила, а по датской вакцине были зарегистрированы случаи осложнений.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) снова заявил, что вскоре 500 миллионов человек на планете, в том числе в Украине, заболеет корью. В виду последних событий с нагнетанием паники вокруг свиного гриппа, Вам не кажется, что доверять ВОЗ полностью нельзя?

ВОЗ – самая авторитетная международная организация в сфере здравоохранения. Но я хочу подчеркнуть, что основанная функция ВОЗ - предоставление международных рекомендаций в области здравоохранения. Поэтому к мнению ВОЗ нужно прислушиваться, а не слепо подчиняться. Хотя когда представители ВОЗ в Украине сказали, что нужна срочная и обязательная вакцинация против свиного гриппа, я публично выступила против этого на заседании оперативного штаба в Минздраве. Выражения их лиц очень поменялись - они были очень недовольны.

Кстати, построен ли Центр гриппа?

Неизвестно! Две недели назад депутаты из Комитета были в этом Центре гриппа, который должен был быть готов еще осенью прошлого года. Выяснилось, что там сделали легкий ремонт, а оборудования по-прежнему нет. Куда делись деньги – непонятно.

Сколько в целом денег требуется на медицину, чтобы покрыть все расходы. С условием, что никто не будет воровать?

По минимальным расчетам нашего Комитета – 60 млрд. гривен – это сумма, которая включает зарплату врачей, покупку медикаментов и оборудования. Сегодня сфера здравоохранения получает около 38 млрд. гривен, из которых 90% идет на заработную плату и коммунальные платежи. С учетом того, что в наших больницах стоит оборудование, изношенное на 70%, а капитальные ремонты больниц практически не проводятся, мы должны в будущем году обязательно выйти на новый уровень финансирования отрасли.

Когда в Украине появится обязательное медицинское страхование? Президент Янукович народу его, между прочим, пообещал.

Появится, надеюсь, что скоро. Подготовлен и зарегистрирован в Верховной Раде законопроект об обязательном государственном медицинском страховании. Этот законопроект был поддержан участниками парламентских слушаний в мае прошлого года. Но мы должны понимать, что одним законом о медицинском страховании все проблемы медицины не решить.

Очень важно, чтобы люди понимали: когда у них в руках есть полис медицинского страхования - за их спиной стоит государство в лице государственной страховой компании. И врач в таком случае заинтересован, чтобы человек был здоров.

Каждый застрахованный уже не должен платить за ту или иную медицинскую услугу, и никто не вправе ему отказать в ней, потому что стоимость услуги будет возмещаться государством. Таким образом, и больница будет заинтересована в оказании качественной медицинской помощи.

Я думаю, что преимущества страховой медицины очевидны всем.

В этом году мы планируем принять этот законопроект в первом чтении, а ко второму чтению, я уверена, от народных депутатов поступит несколько сотен поправок, с которыми мы будем работать до тех пор, пока этот законопроект не станет законом.

Ну с этим-то вы справитесь?

Да, все фракции парламента, кроме коммунистической, нас поддерживают. Как вы знаете, главный лозунг коммунистов в здравоохранении - медицина должна быть бесплатной. А она уже давно платная.
Тогда назначайте коммуниста Юрия Гайдаева министром, а за это просите голоса на законопроект о медстраховании.

Да (улыбается). Это подход - современные рыночные отношения. Мы подумаем.

Евгения Даниленко, для focus.ua