Алексей Плуцер-Сарно: "Я уже выматерился печатно" (Осторожно! Интервью содержит ненормативную лексику)
Алексея Плуцера-Сарно, выпускника историко-литературного отделения философского факультета тартуского университета, среди лингвистов считают главным специалистом по ругательствам. Автор «Словаря русского мата» ответил на вопросы Фокуса
Откуда берутся столь разные трактовки появления матерных слов? Почему многие считают, что мату нас научили татаро-монголы?
Это обычный идеологический ход, связанный с приписыванием своего плохого кому-нибудь другому, чужому. Дескать, вот у нас есть плохие слова – они татарские, мы плохо живем – это американцы виноваты, денег у нас нет – евреи все себе заграбастали, женщин нам мало – орды с Кавказа их похитили. Кто-то же должен быть во всем виноват. Короче, в основной своей массе весь мат – это общеславянская лексика, восходящая к праславянским корням. Поэтому этот словарный материал важен и интересен для изучения именно русской культуры.
Как произошли самые известные матюги?
Слово "хуй" родилось в тот момент, когда утратилась его связь с "хвоем", от которого оно происходит. Если "яйца" утратят связь с яйцами и будут означать только "муди", то тоже станут совсем неприличным выражением. Вот слово "залупаться": до тех пор, пока "залупляют" яйцо от скорлупы или фрукт от кожуры, его и дети могут употреблять. Но когда связь с фруктом, с яйцом, с очищением от кожуры утрачивается и остается только один-единственный контекст – генитальный, слово становится неприличным.
Каков возраст русского мата и как меняется эта лексика?
Слово "ети", то есть "ебать", впервые было зафиксировано в словаре Ричарда Джемса. Это, дай Бог памяти, 1610-ые годы. И уже тогда оно было неприличным. Слово "блядь" стало непристойным лишь в XIX веке. "Пизда" – намного раньше. Так что мат разнороден по происхождению, у каждого слова своя судьба.
Справедливо ли утверждение, будто в англо-американской культуре нецензурных, непечатных ругательств нет?
Непечатные ругательства там есть, но они не так жестко запрещены. А непристойность различных вещей усиливается с их запретом. Например, возьмем женские ноги. В XVIII веке верхом неприличия была обнаженная женская щиколотка. В американской культуре сняты общественно-законодательные репрессии на "факи" и "прики", но там тоже не везде их можно употреблять, в новостях телеведущие, конечно же, не ругаются! Так что общекультурные неписанные запреты все-таки есть, и они важнее. Да и лучше работают.
Иногда можно услышать презрительное замечание о том, что у американцев лишь одно ругательство – fuck, а у нас их великое множество. Почему мы так восхищаемся богатством матерной речи?
Да как же не восхищаться? В моем словаре только с тремя словами – около 4 тысяч заковыристых трехэтажных выражений получается. Это без производных! Ни в одном языке мира нет ничего подобного! Зайдите на мой сайт www.plutser.ru – и сами посмотрите.
Как коллеги оценивают ваши труды? Есть ли среди них те, кто считает, что мат не может быть предметом серьезного научного исследования?
У меня нет коллег в прямом смысле слова, я работаю один, дома. Но покойные Владимир Николаевич Топоров и Сергей Александрович Старостин (российские ученые-филологи. – Фокус) высоко оценивали мою работу, они дали официальные рекомендации для издания словаря. Юрий Апресян (филолог, академик РАН. – Фокус) справедливо критиковал рукопись, которую я с ним обсуждал, но тоже советовал печатать как есть, со всеми недостатками. Кстати, многие из них я исправил именно благодаря ему.
Если вдруг ведущие новостей на ТВ начали бы материться, как бы вы к этому отнеслись?
Я бы их сразу уволил без выходного пособия и удержал последнюю зарплату. А также уволил бы руководителей службы новостей за то, что они взяли на работу психов.
В каких ситуациях материтесь вы сами?
Я уже выматерился печатно всеми своими 12-ю томами "Словаря русского мата". Хватит с меня. Теперь бы еще издателя найти, и тогда уж точно в жизни не скажу больше ни единого худого слова!
В каких случаях Вы позволяете себе использование нецензурной лексики?