Разделы
Материалы

Reаниматоры. Украинская анимация впала в кому

Из занятия профессионалов анимация в Украине превращается в хобби для всех, у кого под рукой компьютер и цифровая камера

"Это собачка?" – глядя на один из рисунков на столе и улыбаясь, интересуется у студентки-первокурсницы корифей украинской анимации 73‑летний Евгений Сивоконь. "Да нет же! – машет руками девушка. – Это лошадка!" У студентов, поступивших в этом году в киевский Университет театра, кино и телевидения на специальность "Режиссер-аниматор", занятия проходят в крошечной аудитории, где даже десятерым тесно. Старенькие обои на стенах украшены затейливыми и гротескными рисунками шариковой ручкой – результатом чьего‑то приступа вдохновения. В углу пристроился древний рваный чемодан, который, похоже, застал времена Второй мировой войны, компанию ему составляет такая же древняя печатная машинка. Атмосфера творческая донельзя. Первокурсники заняты кто чем – одни рисуют, не успев сделать домашнее задание, другие смотрят мультфильмы на экране мобильного телефона, кто‑то вертит в руках забавную проволочно-тряпичную куклу.

Евгений Сивоконь рассказывает Фокусу, что честно предупреждал ребят, когда они еще были абитуриентами: после выпуска никто работой их не обеспечит, а анимация – очень трудоемкая профессия, которой нужно долго учиться. "Я старался открыть им глаза, обнажал все подводные камни. Думал, что придет десяток камикадзе. Получился курс из 15 человек – я не поверил своим глазам! Обычно на курсе учится человек восемь", – говорит режиссер. Конкурс в этом году был пять человек на место.

На занятии по анимации – жизнерадостные и вдохновенные ребята, наблюдая за которыми, начинаешь подозревать, что разговоры о смерти украинской анимации – преувеличение. Каждый по очереди подходит к преподавателю и предъявляет ему домашнюю работу – раскадровку к короткометражному мультфильму на тему какой‑нибудь народной пословицы. Рассказывая сюжет и описывая своих персонажей, студенты размахивают руками, смеются, спорят. "Я понимаю, что из вас прет фантазия, но нужно уметь наступать на горло собственной песне", – по‑отечески журит особо эксцентричного юношу Евгений Сивоконь.

Мы ее теряем

На международном фестивале анимации "Крок", который месяц назад "проплыл" по Волге и был посвящен студенческим работам, украинцы остались без наград жюри (для участия в конкурсе были ото­браны 150 фильмов, из них 20 французских, 19 российских и всего 5 украинских). Отметили только одного молодого украинского аниматора – автор картины "Царевич и тайна волшебной жабки" Наталья Скрябина получила грамоту от министерства образования Татарстана за лучший студенческий фильм для детей.

Это отражает положение дел в украинской анимации, которая, пережив расцвет во второй половине прошлого века, сегодня пребывает в коме.

"Она как бы есть, но ее как бы нет. Сейчас у нас в основном делают короткометражные мультфильмы, на которых не заработаешь. Никто не хочет вкладывать в это", – сетует режиссер-аниматор Олег Цуриков, работавший над знаменитым пластилиновым мультфильмом "Шел трамвай № 9" и снявший клип "Колискова" для группы "ВВ". По его словам, украинские аниматоры-профессионалы сегодня чаще всего находят себе применение в компаниях, которые выпускают компьютерные игры, занимаются рекламой, работают на зарубежные студии или же уходят в сферы, ничего общего с творчеством не имеющие.

Профессиональные студии, до недавнего времени работавшие над более-менее заметными анимационными проектами, либо пришли в упадок, либо вовсе закрылись.

Режиссеру-аниматору Владимиру Верещагину восемь лет работы на известной киевской студии "Борисфен", по его словам, стоили веры в человечество. Эту студию, трудившуюся на зарубежных заказчиков, в начале 90‑х создал Виктор Слепцов – по описанию Верещагина, "человек необычный и эксцентричный, эдакий Карабас-Барабас". Ему удалось собрать коллектив профессионалов, обучить молодежь, организовать работу так, что у студии почти всегда были проекты – на "Борисфене" работали над зарубежными анимационными сериалами, полнометражными мультфильмами и даже создали несколько собственных, отмеченных международными призами. По мнению аниматора, все изменилось с приездом нового технического директора француза Тома Дигара: со студии стали массово увольняться сотрудники, и через шесть лет, пережив множество скандалов, успешный "Борисфен" прекратил свое существование.

Немногим лучше дела у еще одной крупной студии – "Укранимафильм", где когда‑то создавалась почти вся отечественная анимация. "Она уже два года не финансируется, там остался директор, бухгалтер, не знаю зачем, сторож и уборщица. Всех остальных уволили", – разводит руками Евгений Сивоконь.

Подтверждает эти тенденции и программный директор фестиваля "Крок" Алик Шпилюк: "Чуть ли не единственный серьезный мультфильм, снятый в Украине за последние время, это "О, Париж!" Александра Шмыгуна. Он его делал четыре года со страшным напряжением финансовых и физических сил".

Первые из могикан

"Украинская анимация держится на энтузиазме людей, которые хотят делать свои фильмы, а не только выполнять редкие заказы со стороны. Плох тот актер, который не мечтает о своем театре", – говорит Фокусу один из самых известных украинских режиссеров Степан Коваль. Зрителю запомнились его пластилиновые мультфильмы "Шел трамвай № 9" и "Злыдни". Сегодня Коваль работает над большим проектом – анимационным сериалом "Моя страна – Украина", который финансируется Министерством культуры и туризма. "Финансируется" – это громко сказано", – вздыхает режиссер. Из 26 запланированных серий на студии "НоваторФильм", где работает команда Коваля, уже сделано почти 12 эпизодов, государство же оплатило производство только четырех из них. Фактически авторы сериала вкладывают в создание проекта собственные деньги, которые зарабатывают, делая "халтуру".

"Наверное, пока одно из немногих светлых пятен – это мои студенты", – отмечает Евгений Сивоконь, которого многие называют последним большим мастером. Его первокурсники относятся к своим перспективам со свойственным 17‑летним людям оптимизмом, не забывая, впрочем, и о финансовой стороне дела. "Хочется создавать что‑то прекрасное, ведь есть столько идей! А достать деньги – не самое сложное. Нужно искать нормальных спонсоров, от госзаказа у нас ничего не дождешься", – на бегу между парами деловито рассказывает Фокусу первокурсница Ксюша.

Тем не менее украинские мультфильмы все равно появляются, правда, чаще всего создают их любители. Анимация для них – не профессия, а увлечение. С помощью компьютера, цифровой камеры и специальных программ они создают незамысловатую, но симпатичную флэш-анимацию, а зрителей легко находят в интернете.

"Мне кажется, сегодня очень важны известность, имя. У человека, прославившегося в сети артхаусными фильмами, уже есть солидный капитал", – считает 17‑летний студент-аниматор Александр. Кстати, после окончания вуза он мечтает снять полнометражную анимационную биографию князя Данилы Галицкого.

Культфильмы

5 самых известных украинских мультфильмов последнего десятилетия

«Шёл трамвай № 9» (2002),
реж. Степан Коваль. Гран-при МКФ «Крок», «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля, призы зрительских симпатий МКФ «Молодость», МКФ «Фантош», «Серебряный дракон» на МКФ в Кракове, приз за пластическое решение на МКФ в Хиросиме.
Next (2003),
реж. Анатолий Лавренишин. Призы за лучшую анимационную работу на фестивалях Etiuda&Anima (Польша), Bimini (Латвия), дипломы фестивалей «Молодость», Ohne Koh (Австрия).
«Засыпает снег дороги» (2005),
реж. Евгений Сивоконь. Премия за лучший анимационный фильм фестиваля коротко­метражных фильмов в Клермон-Ферране (Франция).
«Пьеса для трёх актёров» (2005),
реж. Александр Шмыгун. Приз в категории «Фильм‑дебют» на МКФ «Крок», приз зрительских симпатий на фестивале короткометражного кино в Сан-Паоло (Бразилия).
«Блуждая между» (2005),
реж. Анатолий Лавренишин. Приз за лучший фильм на КФ «Золотой лев» (Львов), приз за лучший фильм на МКФ The End of Pier (Великобритания).

Ирина Навольнева, Фокус