Reаниматоры. Украинская анимация впала в кому
Из занятия профессионалов анимация в Украине превращается в хобби для всех, у кого под рукой компьютер и цифровая камера
"Это собачка?" – глядя на один из рисунков на столе и улыбаясь, интересуется у студентки-первокурсницы корифей украинской анимации 73‑летний Евгений Сивоконь. "Да нет же! – машет руками девушка. – Это лошадка!" У студентов, поступивших в этом году в киевский Университет театра, кино и телевидения на специальность "Режиссер-аниматор", занятия проходят в крошечной аудитории, где даже десятерым тесно. Старенькие обои на стенах украшены затейливыми и гротескными рисунками шариковой ручкой – результатом чьего‑то приступа вдохновения. В углу пристроился древний рваный чемодан, который, похоже, застал времена Второй мировой войны, компанию ему составляет такая же древняя печатная машинка. Атмосфера творческая донельзя. Первокурсники заняты кто чем – одни рисуют, не успев сделать домашнее задание, другие смотрят мультфильмы на экране мобильного телефона, кто‑то вертит в руках забавную проволочно-тряпичную куклу.
Евгений Сивоконь рассказывает Фокусу, что честно предупреждал ребят, когда они еще были абитуриентами: после выпуска никто работой их не обеспечит, а анимация – очень трудоемкая профессия, которой нужно долго учиться. "Я старался открыть им глаза, обнажал все подводные камни. Думал, что придет десяток камикадзе. Получился курс из 15 человек – я не поверил своим глазам! Обычно на курсе учится человек восемь", – говорит режиссер. Конкурс в этом году был пять человек на место.
На занятии по анимации – жизнерадостные и вдохновенные ребята, наблюдая за которыми, начинаешь подозревать, что разговоры о смерти украинской анимации – преувеличение. Каждый по очереди подходит к преподавателю и предъявляет ему домашнюю работу – раскадровку к короткометражному мультфильму на тему какой‑нибудь народной пословицы. Рассказывая сюжет и описывая своих персонажей, студенты размахивают руками, смеются, спорят. "Я понимаю, что из вас прет фантазия, но нужно уметь наступать на горло собственной песне", – по‑отечески журит особо эксцентричного юношу Евгений Сивоконь.
Мы ее теряем
На международном фестивале анимации "Крок", который месяц назад "проплыл" по Волге и был посвящен студенческим работам, украинцы остались без наград жюри (для участия в конкурсе были отобраны 150 фильмов, из них 20 французских, 19 российских и всего 5 украинских). Отметили только одного молодого украинского аниматора – автор картины "Царевич и тайна волшебной жабки" Наталья Скрябина получила грамоту от министерства образования Татарстана за лучший студенческий фильм для детей.
Это отражает положение дел в украинской анимации, которая, пережив расцвет во второй половине прошлого века, сегодня пребывает в коме.
"Она как бы есть, но ее как бы нет. Сейчас у нас в основном делают короткометражные мультфильмы, на которых не заработаешь. Никто не хочет вкладывать в это", – сетует режиссер-аниматор Олег Цуриков, работавший над знаменитым пластилиновым мультфильмом "Шел трамвай № 9" и снявший клип "Колискова" для группы "ВВ". По его словам, украинские аниматоры-профессионалы сегодня чаще всего находят себе применение в компаниях, которые выпускают компьютерные игры, занимаются рекламой, работают на зарубежные студии или же уходят в сферы, ничего общего с творчеством не имеющие.
Профессиональные студии, до недавнего времени работавшие над более-менее заметными анимационными проектами, либо пришли в упадок, либо вовсе закрылись.
Режиссеру-аниматору Владимиру Верещагину восемь лет работы на известной киевской студии "Борисфен", по его словам, стоили веры в человечество. Эту студию, трудившуюся на зарубежных заказчиков, в начале 90‑х создал Виктор Слепцов – по описанию Верещагина, "человек необычный и эксцентричный, эдакий Карабас-Барабас". Ему удалось собрать коллектив профессионалов, обучить молодежь, организовать работу так, что у студии почти всегда были проекты – на "Борисфене" работали над зарубежными анимационными сериалами, полнометражными мультфильмами и даже создали несколько собственных, отмеченных международными призами. По мнению аниматора, все изменилось с приездом нового технического директора француза Тома Дигара: со студии стали массово увольняться сотрудники, и через шесть лет, пережив множество скандалов, успешный "Борисфен" прекратил свое существование.
Немногим лучше дела у еще одной крупной студии – "Укранимафильм", где когда‑то создавалась почти вся отечественная анимация. "Она уже два года не финансируется, там остался директор, бухгалтер, не знаю зачем, сторож и уборщица. Всех остальных уволили", – разводит руками Евгений Сивоконь.
Подтверждает эти тенденции и программный директор фестиваля "Крок" Алик Шпилюк: "Чуть ли не единственный серьезный мультфильм, снятый в Украине за последние время, это "О, Париж!" Александра Шмыгуна. Он его делал четыре года со страшным напряжением финансовых и физических сил".
Первые из могикан
"Украинская анимация держится на энтузиазме людей, которые хотят делать свои фильмы, а не только выполнять редкие заказы со стороны. Плох тот актер, который не мечтает о своем театре", – говорит Фокусу один из самых известных украинских режиссеров Степан Коваль. Зрителю запомнились его пластилиновые мультфильмы "Шел трамвай № 9" и "Злыдни". Сегодня Коваль работает над большим проектом – анимационным сериалом "Моя страна – Украина", который финансируется Министерством культуры и туризма. "Финансируется" – это громко сказано", – вздыхает режиссер. Из 26 запланированных серий на студии "НоваторФильм", где работает команда Коваля, уже сделано почти 12 эпизодов, государство же оплатило производство только четырех из них. Фактически авторы сериала вкладывают в создание проекта собственные деньги, которые зарабатывают, делая "халтуру".
"Наверное, пока одно из немногих светлых пятен – это мои студенты", – отмечает Евгений Сивоконь, которого многие называют последним большим мастером. Его первокурсники относятся к своим перспективам со свойственным 17‑летним людям оптимизмом, не забывая, впрочем, и о финансовой стороне дела. "Хочется создавать что‑то прекрасное, ведь есть столько идей! А достать деньги – не самое сложное. Нужно искать нормальных спонсоров, от госзаказа у нас ничего не дождешься", – на бегу между парами деловито рассказывает Фокусу первокурсница Ксюша.
Тем не менее украинские мультфильмы все равно появляются, правда, чаще всего создают их любители. Анимация для них – не профессия, а увлечение. С помощью компьютера, цифровой камеры и специальных программ они создают незамысловатую, но симпатичную флэш-анимацию, а зрителей легко находят в интернете.
"Мне кажется, сегодня очень важны известность, имя. У человека, прославившегося в сети артхаусными фильмами, уже есть солидный капитал", – считает 17‑летний студент-аниматор Александр. Кстати, после окончания вуза он мечтает снять полнометражную анимационную биографию князя Данилы Галицкого.
Культфильмы
5 самых известных украинских мультфильмов последнего десятилетия
«Шёл трамвай № 9» (2002), реж. Степан Коваль. Гран-при МКФ «Крок», «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля, призы зрительских симпатий МКФ «Молодость», МКФ «Фантош», «Серебряный дракон» на МКФ в Кракове, приз за пластическое решение на МКФ в Хиросиме. |
|
Next (2003), реж. Анатолий Лавренишин. Призы за лучшую анимационную работу на фестивалях Etiuda&Anima (Польша), Bimini (Латвия), дипломы фестивалей «Молодость», Ohne Koh (Австрия). |
|
«Засыпает снег дороги» (2005), реж. Евгений Сивоконь. Премия за лучший анимационный фильм фестиваля короткометражных фильмов в Клермон-Ферране (Франция). |
|
«Пьеса для трёх актёров» (2005), реж. Александр Шмыгун. Приз в категории «Фильм‑дебют» на МКФ «Крок», приз зрительских симпатий на фестивале короткометражного кино в Сан-Паоло (Бразилия). |
|
«Блуждая между» (2005), реж. Анатолий Лавренишин. Приз за лучший фильм на КФ «Золотой лев» (Львов), приз за лучший фильм на МКФ The End of Pier (Великобритания). |
Ирина Навольнева, Фокус