Разделы
Материалы

Автор Жилищного кодекса: за жилье придется платить реальную цену

Зачем написан новый Жилищный кодекс и как он изменит жизнь владельца квартиры в городской многоэтажке? Об этом Фокусу рассказал один из авторов законопроекта, глава Бюджетного комитета Верховной Рады Валерий Баранов

Бывший мэр Бердянска, Валерий Баранов за семь лет работы в городе перевел более трети многоэтажек в ОСМД (общества совладельцев многоэтажных домов). Он уверен, что собственники квартир в украинских многоэтажках должны сами, без жэков и местных властей, управлять своим имуществом и содержать его.

- Сегодня украинцы должны осознать, что сами обязаны содержать свою частную собственность: я имею в виду квартиры и дома, в которых они находятся. При советской власти жилой фонд содержался за счет городских бюджетов. Социальная политика была такова: примерно 20 % платили граждане и 80% - местные советы и государство. Время изменилось, а граждане продолжают платить 20 копеек от одной гривны затрат. Кто теперь должен возмещать эти 80 коп? - возмущается Валерий Баранов. - Вы же понимаете, что государство никогда не финансировало в полном объеме свои обязательства. Моя позиция такова: ЖКХ не должно заниматься социальной политикой, это такая же отрасль как танкостроение или производство кофточек. ЖКХ не может работать, не получая прибыль. Наше государство с такой системой управления не имеет никаких перспектив.

- Но ведь многие льготы, в том числе жилищные, гарантированы законом.

- Я сторонник того, чтобы провести инвентаризацию льгот и немедленно их урезать. При этом я не считаю, что это должно касаться инвалидов войны, инвалидов детства, малообеспеченных, которым государство обязано оказывать поддержку и защиту. Но среди тех, кто числится льготником, очень много людей, которые к этому не имеют никакого отношения. Например, бесплатный проезд в транспорте милиционеров, прокуроров, депутатов – это нонсенс.

- Это ваша следующая инициатива?

- Это пока мое личное мнение. Я вообще считаю, что у нас все: начиная от структуры управления государством, административным устройством, налоговой политикой, жилищно-коммунальной и заканчивая работой с кадрами – работает неправильно. Мы с этой системой не можем влиться в европейское сообщество, где наш абсурд не работает.

- Новый Жилищный кодекс - это попытка внедрить европейские стандарты?

- Понятно, что наша система ЖКХ не работает. И не надо изобретать колесо. В мире существует одна система – это общество совладельцев жилых домов. Такие объединения сами решают судьбу своей недвижимости и то, за что они готовы платить. Они нанимают одну из обслуживающих компаний, которая, по их мнению, работает лучше и заказывают те услуги, которые им нужны. Тариф сейчас очень размытое понятие. Жильцы дома должны сами решить, какие они услуги хотят получать.

- Согласно норме нового Жилищного кодекса, теперь все организации, обслуживающие дома, должны получать лицензию. Значит ли это, что ОСМД не сможет нанять сантехника, а должно нанимать лицензированную компанию?

- Те, кто оказывают услуги, должны иметь право делать это. Даже управляющие домов, которые могут быть просто жильцами этого дома, должны получать лицензии. Таких специалистов нужно готовить дополнительно. Это хорошая работа для инвалидов, пенсионеров, отставников, они получат сертификат и хорошую профессию.Тарифы на сегодняшний день не соответствуют на 60-70% затратам. Именно поэтому ЖКХ - самая низкооплачиваемая сфера. Новый же кодекс предлагает, что теперь на этом рынке можно будет заработать.

- Эксперты критикуют новый кодекс за то, что в нем, по сути, нет ничего нового. Вы, как автор, можете сказать, что действительно нового в этом документе?

- Пункт об обязательном создании ОСМД. Все остальное везде во всех законах написано и не меняется.

- По закону, прежде чем передавать дома на баланс ОСМД, в доме должен быть проведен капитальный ремонт. Судя по тому количеству "хрущевок" и "чешек" в стране, реформа ЖКХ растянется на столетие - с нашим-то бюджетом.

- Уже выделено 7 млрд. гривен на программу ОСМД. У нас нет альтернативной стратегии, так что будем двигаться этим путем. Мы в Бердянске, не имея денег и законодательной базы, уже 10 лет работали в этом направлении. Как это мы делали? У нас было 2 млн. гривен. Мы на эти деньги ремонтировали дома только тем, кто уже оформился как ОСМД, а остальные митинговали. Потом стали в очередь. У нас денег на все ремонты не было. И тогда мы предложили такую форму: половину ремонта оплачивает местный бюджет, половину – жильцы дома. Они собирали по одной тысяче гривен, и мы выделяли средства. Вот так, общими усилиями.

- В проекте Жилищного кодекса есть такая норма: если дом будут сносить "по общественным нуждам", то жильцам не будет предоставляться жилье в этом же районе.

- Скажите, а сколько в этом году снесли таких домов?

- Новый кодекс предполагает, что если начнется реконструкция центра городов, то людей могут выселить в спальные районы?

- Я думаю, что в ближайшее время не будет происходить никакой реконструкции, потому что денег нет ни у кого. Инвестору надо вложить средства не только в снос здания, но и в строительство, да еще и быть уверенным, что квартиры купят. А кто сегодня квартиры покупает? Никто. А то, что вы там говорите про снос домов, так в этом году ни одного дома не снесли.

- Еще один спорный вопрос касается выселения граждан.

- Новый жилищный кодекс допускает выселение кредитных должников банков до суда?

- Ну, как может Жилищный кодекс до решения суда давать кому-то какие-то права, нам бы юридическое управление (парламента - ред.) сразу бы это вычеркнуло.

- Ну, так юридическое управление и написало, что этот законопроект нарушает нормы Конституции...

- Скажите, насколько увеличатся тарифы в процессе реформирования ЖКХ?

- Сейчас мы создали государственную вертикаль регулирования тарифов. После расчета тарифа кто-то обязан проконтролировать, чтобы рентабельность была заложена хотя бы 10%. Сейчас в каждом населенном пункте разный базовый тариф. Например, в столице вода стоит 1,60 копеек за куб, а в Бердянске 10 гривен 1 куб. В Бердянске платят 100% стоимости, а в Киеве только 30%, а остальное платит государство, то есть жители других регионов страны. Поэтому в Киеве очистные сооружения находятся в состоянии катастрофы, а если бы вода стоила хотя бы 5 или 7 гривен, тогда бы эти деньги шли на развитие и реконструкцию.

Анастасия Рингис, Фокус