Гуру тайм-менеджмента в странах СНГ Глеб Архангельский рассказал Фокусу о том, что такое счастье, и как его достичь, управляя временем
Действительно людям не хватает времени или это уловка, чтобы чувствовать себя более значимым, или, например, люди просто устают от неимоверного количества обязательств? Есть ли у вас собственная градация людей, кому не хватает времени?
Есть такая притча: некий человек увидел в лесу дровосека, с большим трудом рубившего дерево совершенно тупым топором. Пот градом, щепки летят… Человек спросил его: "Уважаемый, почему бы вам не наточить свой топор?" "У меня нет времени точить топор – я должен рубить!" – ответил дровосек. Это стандартная практика – нет времени точить, надо рубить.
Так и среднестатистический руководитель – "зашивается" в делах, уходит с работы значительно позже разумного… и в этом смысле, действительно испытывает проблему нехватки времени. Но, начав применять простейшие тайм-менеджерские инструменты – ежедневник Глеба Архангельского, хорошо настроенный Outlook и т.п, находит до 2-3 часов дополнительного времени в день, за счет оптимизации привычных рабочих процессов.
Тайм-менеджмент - наука, зародившаяся в США, скажите, чем американский тайм-менеджмент отличается от постсоветского? Все-таки в нашей культуре нет такой уж четкой ориентации на личную эффективность и осознанное управление временем, что вы думаете по этому поводу?
Если говорить о советском периоде, еще в 1923 году в СССР была создана Лига "Время", распространявшая по всей стране технологии повышения личной и организационной эффективности. При этом деятели нашей отечественной научной организации труда обменивались идеями и опытом с такими известными западными практиками, как, например, Генри Форд, и теоретиками, как Гэлбрейт. Немало интересного было сделано и в послевоенное время. Вспомню, например, книгу Гавриила Попова "Техника личной работы", выдержавшую несколько переизданий и не потерявшую актуальности до сих пор.
Исходя из этого, идея, что управление временем – это что-то "не наше", это какое-то самозомбирование, которое мы зачем-то для себя придумали. Реальных оснований для него нет – управляли временем, и можем управлять, и должны управлять, если хотим чего-то достичь.
Чем ваша методика отличается от методики, к примеру, Стивена Кови? Что самое важное то, чему стоит учиться в управлении временем?
Мы выделяем в западном тайм-менеджменте два основных течения. Одно, назовем его условно "философским", к нему как раз относится Стивен Кови, серьезно разрабатывает вопрос целей, ценностей, жизненной миссии. Это чрезвычайно важные аспекты, не поняв их, планировать день или неделю бесполезно. Но у этой школы обычно меньше практических рекомендаций. "Осознай свои жизненные ценности и трать свое время в соответствии с ними" - отлично! Но что я для этого должен делать конкретно, каждое утро и каждый вечер?
Другое течение, яркий представитель которого – Дэвид Аллен и его система GTD (Getting Things Done), наоборот, очень практично и прикладно. "Заведи в блокноте или Outlook 17 коробочек; из коробочки номер 5 перекладывай дела в коробочку номер 8 по вечерам, а в коробочку номер 12 по утрам" и т.д. Но в какой-то момент задаешься вопросом – а зачем мне все эти коробочки, списки задач, планы на день / неделю / месяц? Действительно ли их заполнение сделает меня более счастливым?
Мы стараемся объединить философский и прикладной подходы. Каждая философская мысль имеет практическое воплощение. Например, "веди мемуарник – записывай каждый день главное событие дня, и ту жизненную ценность, которая в нем для тебя проявилась. В результате через некоторое время ты будешь лучше понимать свои ценности". И каждая практика, техника четко соотносится с тем, ради чего все, в конечном итоге, делается – возможностью прожить невосполнимое время своей жизни в соответствии с личными, родными, не навязанными целями и ценностями.
Как на, ваш взгляд, новые технологии и возможности влияют на ритм жизни? Есть ли рецепт того, как чувствовать себя комфортно в стремительно меняющемся мире?
Рецепт очень простой и состоит из двух частей. Философская – не нужно никуда торопиться, времени всем дано примерно одинаковое количество. Нужно потратить его с толком, чувством, расстановкой. Не пытаясь угнаться за всеми модами, новостями, трендами и т.д.
Вторая часть рецепта, практическая – нужно осознанно и тщательно инвестировать время в отдых. У меня есть на этот счет несколько правил, которых я стараюсь строго придерживаться и то же рекомендую другим. Уже года три как запретил себе работать по выходным. За редким исключением, и при таких исключениях потерянный выходной обязательно компенсируется отгулом в будний день. В год организую четыре отпуска: лето-зима – по две недели активного отдыха. Весна-осень – неделя, тут лучше просто погреться на солнышке. Естественно, в отпуске отключается телефон, не проверяется электронная почта. Полный внутренний покой, и никакой работы, служебных и деловых контактов.
На самом деле это технологии, позволяющие полноценно отдохнуть и поддерживать организм в нормальном рабочем состоянии в течение всего года. Кроме отпусков следует использовать и иные ресурсы разгрузки: баня, бассейн, лыжи, театр, живую классическую музыку и т.д., у каждого свое.
Каким навыкам стоит учить детей?
Всем тем же, что и взрослых. Тема детского ТМ чрезвычайно актуальна – загрузка у школьников очень высока, а простейших навыков целеполагания, планирования своего дня, правильного отдыха, в школе никто не дает. Последние несколько лет мы хорошо проработали тему ТМ для студентов – работает кафедра тайм-менеджмента в Московской финансово-промышленной академии, издан учебник по ТМ для вузов. Сейчас начали заниматься школьниками – осенью провели первый открытый семинар по ТМ для детей и их родителей; в феврале 2011 г. В издательстве "Альпина паблишерз" выходит "Ежедневник – метод Глеба Архангельского" в версии для старшеклассников.
Рано или поздно человечество задаст вопрос – не как успеть сделать больше дел, а зачем это делать?
Анастасия Рингис, Фокус