Смерть Бадри Патаркацишвили стала неожиданным финалом его противостояния с Михаилом Саакашвили. Но вряд ли это позволит присудить президенту Грузии даже техническую победу. Скорее отберет у него немало политических очков в будущем
Бадри Патаркацишвили неоднократно заявлял о готовящемся на него покушении. В декабре прошлого года в интервью газете The Sunday Times бизнесмен заявил, что грузинские власти направили в Великобританию убийцу, а в подтверждение своих слов опубликовал записи переговоров между лидером чеченских боевиков и одним из сотрудников грузинской службы безопасности. Эти подозрения заставили британскую полицию особенно тщательно расследовать причины его внезапной смерти. Искали в первую очередь "полониевый след", полагая, что бизнесмена могли отравить так же, как Александра Литвиненко. Но экспертиза установила: смерть наступила в силу природных причин – Патаркацишвили подвело сердце. Много лет он был заядлым курильщиком, к тому же, видимо, сказалась наследственность: отец Патаркацишвили умер от сердечного приступа в возрасте 48 лет. Окончательный вердикт будет вынесен еще не скоро, но версию отравления Скотланд-Ярд отработает самым тщательным образом. Слишком часто в Британии стали гибнуть замешанные не в одном политическом скандале выходцы из бывшего Союза.
Игры олигархов
В политике, как на большой коммунальной кухне: куда ни повернись – все друг другу знакомые, друзья, родственники, деловые партнеры. Кто-то кому-то кого-то рекомендовал, трудоустраивал, тянул по служебной лестнице. Еще совсем недавно олигархи могли смело утверждать, что это они управляют страной, лепят политические фигурки и руководят ими из-за кулис. Но эти игры быстро закончились – их творения, почуявшие всю полноту власти, сами не прочь занять место кукловода.
Печальный опыт Бориса Березовского, который был вынужден покинуть Россию, как только оперился молодой и перспективный политик Владимир Путин, ничему не научил Бадри Патаркацишвили. И когда представилась возможность поучаствовать во внутриполитической жизни Грузии, бизнесмен с азартом включился в игру. Именно он оказывал всяческую поддержку Михаилу Саакашвили на заре его политической карьеры, которая привела молодого политика на президентский пост в январе 2004 г. Но творческий тандем внезапно дал трещину, а потом их отношения и вовсе переросли в войну.
По мнению президента Грузинского фонда стратегических и интернациональных проектов Александра Рондели, крестовый поход против новой власти начался после тщетных попыток Патаркацишвили получить особые права для своего бизнеса в Грузии. Именно эта обида стала толчком для открытого наступления на Саакашвили со стороны "Имеди", телеканала, основателем и владельцем которого был Бадри Патаркацишвили. Олигарх неоднократно заявлял, что находится под прессингом властей. А в марте 2007 года в эфире "Имеди" он сказал, что сворачивает свой бизнес на родине и переводит активы на Запад. Впрочем, его основные активы всегда находились за пределами Грузии. Патаркацишвили приехал в страну по приглашению Эдуарда Шеварднадзе в 2001 году, и уже тогда он имел солидный капитал.
– В Тбилиси Бадри денег не зарабатывал, он приехал сюда человеком богатым из Москвы, по-моему, у него было два миллиарда, – рассказал экс-президент Эдуард Шеварднадзе в интервью РИА Новости. – Его в Грузии очень любили, потому что он был добрым и бескорыстным, всем помогал. В последнее время обратил внимание на демографическую проблему, самую острую, которая сейчас стоит перед грузинским народом. Решил стимулировать рождаемость и за каждого ребенка платить немалые деньги.
Еще весной 2007-го Патаркацишвили говорил, что не желает быть замешанным во внутриполитических разборках между оппозицией и властями. Однако долго оставаться в стороне от политики не смог. Именно опальному олигарху приписывают сценарий развенчания грузинских властей, который довелось воплотить в жизнь бывшему ближайшему соратнику президента Грузии Ираклию Окруашвили. Тогда заявления экс-министра стали первым громким скандалом для Саакашвили – он обвинил патрона в коррупции и преследовании политических оппонентов.
Последние месяцы Патаркацишвили словно мантру повторял: он сделает все для отставки Михаила Саакашвили. Олигарх не жалел средств для финансирования оппозиционных партий, а вскоре объявил о своем решении баллотироваться на президентский пост.
Директор Центра по изучению транснациональной преступности и коррупции (Кавказский офис) Александр Кухианидзе сравнивает дальнейшее развитие событий с ситуацией вокруг бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, отбывающего срок по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Ведь российский олигарх тоже погорел на своих политических амбициях.
– К конфликту привело то, что Патаркацишвили решил стать политиком, – рассказывает эксперт. – У нас есть другой миллиардер – Бидзина Иванишвили, который не проявляет политических амбиций, хотя много делает для людей и пользуется их доверием. И у него нет проблем с властями. А случай Ходорковского – яркий пример, когда между бизнесом и политикой могут возникать конфликты.
Экс-президент Грузии тоже считает, что главной ошибкой Патаркацишвили было решение баллотироваться на выборах.
– И тогда власти обвинили его в государственном перевороте, – говорит Шеварднадзе. – Я читал расшифровку записей этих тайных переговоров. Но там настолько все запутано, что я ничего не понял.
Синдром Людовика XIV. Патаркацишвили был самым богатым человеком в Грузии. Как это часто бывает, власть имущие могут терпеть людей богаче себя до тех пор, пока они не посягают на их территорию. На снимке – летний дом Бадри в пригороде Тбилиси
Опасные связи
Записи, о которых говорит экс-президент, – это разговор между начальником спецдепартамента МВД Грузии Ираклия Кодуа с Бадри Патаркацишвили, который состоялся в Лондоне в конце декабря 2007 года. Из записи можно сделать вывод, что олигарх обсуждал с Кодуа арест министра внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили. "Услуга" была оценена в $100 млн. Когда разговор был предан огласке, сторонники Патаркацишвили заявили, что в прессу попала неполная, к тому же некорректно смонтированная запись. Однако из разговора ясно, что именно Патаркацишвили в свое время поспособствовал переводу Путина из Петербурга в Москву и именно в клубе бизнесмена будущий президент познакомился с его другом и партнером по бизнесу Борисом Березовским. После того как между Березовским и Путиным пробежала черная кошка, по словам Патаркацишвили, президент России предлагал ему определиться, на чью сторону встать.
– Путин меня позвал и говорит: "Бадри, мы же братья, – рассказывает Патаркацишвили. – Выбирай – или я, или Боря, я не смогу больше такого терпеть. Я уже не Володя, я президент России".
По словам олигарха, он не стал отказываться от давнего друга и партнера, однако даже когда против него были заведены уголовные дела, членов семьи Патаркацишвили никто не трогал и на допросы не вызывал. В этом же разговоре Патаркацишвили рассказал Кодуа о том, как однажды люди Путина попросили его дать компромат на Бориса Ельцина, но он расценил это как предательство и отказался.
– Ельцин мне ничего плохого не сделал. Только хорошее. Я не могу забыть его. Вчера уважал, а сегодня нет? Так не бывает, – объяснил свое решение Патаркацишвили.
В российской прессе эти записи расценили по-своему. Издание "Коммерсантъ Власть" высказало предположение, что опальный олигарх рассчитывал на поддержку Москвы в его борьбе против Саакашвили.
Патаркацишвили с обширными финансовыми и политическими контактами на Западе действительно был опасным оппонентом для правительства, уверен лидер Консервативной партии Грузии Каха Кукава. В предвыборной программе Патаркацишвили обещал своим соотечественникам поистине золотые горы. На фоне хронических социальных проблем это не могло не дать свои результаты.
– Представьте себе, Патаркацишвили оставил состояние в 12 млрд. долларов, – говорит Александр Кухианидзе. – Это в два раза больше, чем бюджет государства. Он мог два-три раза купить всю Грузию. Он располагал огромнейшими финансовыми ресурсами. Поэтому власти опасались, что может произойти монополизация и в руки одного человека попадут крайне важные объекты, а с ними и контроль над политической ситуацией в стране.
В случае своей победы Бадри Патаркацишвили пообещал в течение 18 месяцев оплачивать коммунальные расходы грузинских семей, каждому безработному ежемесячно выплачивать по 50 лари ($1 равен 1,6), выкупить у крестьян весь урожай винограда и цитрусовых. Все это его противники называли откровенным подкупом избирателей, а сам бизнесмен – своей экономической и социальной программой. Он обещал потратить на благосостояние Грузии и ее граждан $1 млрд. Не приходится сомневаться в том, что олигарх исполнил бы свои обещания. Чего только стоит кредит в $1 млн., который в 2002 году Патаркацишвили предоставил тбилисской мэрии для оплаты российского природного газа. Москва тогда пригрозила прекратить поставки топлива в Грузию в связи с задолженностью.
Выборы без Патаркацишвили
На парламентские выборы бизнесмен планировал идти со своей партией "Новая Грузия". Но эта политсила по-прежнему официально не зарегистрирована.
– Когда из Британии вернется семья Патаркацишвили, мы примем окончательное решение, стоит ли продолжать этот проект, – говорит соратник бизнесмена, парламентарий Гоча Джоджуа. – Наверное, через неделю все решится. Мы будем действовать или с семьей, или сами.
По словам Джоджуа, из-за ареста счетов Патаркацишвили на территории Грузии штаб бизнесмена, работавший на выборах, теперь не может погасить долги. Эта сумма составляет 8 млн. лари. 10 млн. хватило бы, чтобы погасить долги и достойно выступить на парламентских выборах, уверен Джоджуа.
– Такую сумму в Грузии найти трудно, вся оппозиция находится в каком-то финансовом коллапсе, – говорит он Фокусу. – Но есть люди, которые уже не способны терпеть режим Саакашвили. Может, это будет нелегальная помощь.
Политик рассказывает о репрессиях против бизнесменов, отказавшихся финансировать Саакашвили во время последних выборов.
– У них возникали трудности с финансовыми операциями. Некоторых сажали за решетку. Один мой знакомый бизнесмен и сейчас находится под арестом. Если он выплатит 500 000 лари, профинансирует партию власти (на парламентских выборах – Фокус), тогда его отпустят, – рассказывает Джоджуа. – Они хотят, чтобы все финансовые потоки шли в правительственную партию.
Если поставить на ноги "Новую Грузию" не удастся, возможно, сторонники Патаркацишвили примкнут к объединенной оппозиции.
– Это единственный выход, который поможет победить и вытеснить режим Саакашвили с политического пространства, – уверен Джоджуа.
Телекомпания "Рустави-2" в передаче "Прайм-тайм" провела интерактивный опрос "Приведет ли смерть Бадри Патаркацишвили к росту политической напряженности в Грузии?" Более 70% телезрителей дали утвердительный ответ, и только немногим более 20% респондентов посчитали, что на политической ситуации это не отразится.
Однако из уст оппозиционных лидеров уже прозвучали слова о том, что Патаркацишвили стал жертвой Саакашвили. Это может стать долгоиграющим козырем противников грузинского президента. Объединенная оппозиция смотрит в будущее с оптимизмом и считает, что справится с режимом.
– Мы уверены: движение, зародившееся осенью прошлого года, этой весной закончится уходом из власти Михаила Саакашвили, – оптимистично заявляет Каха Кукава.
Впрочем, оппозиционные лидеры лукавят: теперь за их спинами не будет стоять Патаркацишвили, чье состояние позволяло финансировать практически любые благотворительные и бизнес-проекты в Грузии. Возможно, между многими оппозиционными политиками и бизнесменом отношения складывались по принципу общей нелюбви к президенту Саакашвили – "враг моего врага – мой друг". Однако именно телеканал "Имеди" стал на некоторое время единственной трибуной для оппозиционеров.
Человек и меценат
После смерти Патаркацишвили в Грузии нашлось немало людей, которые вспомнили, как много он сделал для страны.
Пятикратная чемпионка мира по шахматам Нона Гаприндашвили назвала бизнесмена спасителем грузинского спорта. В 2004 году он был избран президентом Олимпийского комитета Грузии. Возглавить комитет его попросил президент Саакашвили. Именно Патаркацишвили смог остановить спортивную эмиграцию и реанимировать грузинский спорт. Он давал спортсмену за золотую медаль из своих личных средств $225 тыс., тогда как государство платило $25 тыс., рассказывает шахматистка.
Бидзина Бараташвили вспомнил, как однажды Патаркацишвили привез из Москвы на своем самолете цвет российской интеллигенции. Всего гостей было человек 40. Он поселил их в лучших гостиницах Тбилиси, три дня показывал им Грузию, возил на сбор винограда в Кахетию, устраивал удивительные застолья. И все для того, чтобы эти люди полюбили Грузию и не думали, что грузинский дух гостеприимства ушел в небытие.
"Я думаю, что у Бадри случился разрыв сердца, никаких других причин искать не надо, – вздыхает Бараташвили. – В Грузии говорят, что хорошие люди умирают от разрыва сердца. Потому что у них это сердце есть".
Как стать миллиардером
Патаркацишвили о себе: "Это я в Грузии такой добрый дядюшка. В России у меня несколько другой бэкграунд".
Патаркацишвили также владел контрольным пакетом акций грузинского телеканала "Рустави-2", 49,9% акций грузинского сотового оператора Magticom и 75% акций российского журнала "ТВ-Парк".
По некоторым данным, управлял акциями инвестиционного фонда Bary Discovered Partners, владельца корпорации Georgian Glass and Mineral Waters – поставщика минеральной воды "Боржоми". Также Bary Discovered Partners владеет кондитерской фабрикой и молочным заводом в Грузии, пищевыми предприятиями в Сербии.