Искусство всегда было развлечением для богатых. Прошлый год с его чередой ценовых рекордов на аукционах внес поправку: не для богатых, а для очень богатых
Первый рекорд минувшего года установило полотно британского экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона. В феврале на лондонских торгах Christie"s картина "Штудия к портрету II" ушла с молотка за $27,5 млн. В мае на Sotheby"s этот результат с легкостью побила работа американского абстрактного экспрессиониста Марка Ротко "Белый центр". Ее продали за $72,8 млн. Затем за рекордные $71,7 млн. было продано полотно основателя поп-арта Энди Уорхола "Авария зеленой машины".
Эффектнее всего получилось с рекордами цен на произведения ныне живущих художников. За это звание боролись британец Люсьен Фрейд и мастер китча американец Джефф Кунс. Каждый установил несколько рекордов, но всех переплюнул скандальный британец Дэмиен Херст. Бриллиантовый череп под названием "Ибо это и есть любовь к Господу" ушел за $100 млн.
"Каждые пару недель за топовых художников платятся новые рекордные суммы", – описывает свои впечатления от прошлогодних аукционных торгов британский арт-эксперт Чарльз Дапплин. Учитывая, что крупные аукционные дома вроде Christie"s, Sotheby"s и Phillips de Pury проводят торги регулярно, 2008-й лишь усилит это впечатление.
Страшная сила
Однако подорожание произведений искусства вовсе не означает рост их качества. "Многие произведения остаются с предыдущих торгов, и некоторые из невостребованных раньше устанавливают рекорды, – отметил после одного из таких аукционов американский арт-дилер Стюарт Уолцер. – Цены отображают скорее платежеспособность, нежели качество".
Цена картины или арт-объекта – величина не абсолютная, а относительная и субъективная. "Устанавливать стоимость произведения искусства – тоже искусство, и никакой науки", – объясняет Симон де Пьюри, президент аукционного дома Phillips de Pury. Первоначальная цена зависит от того, как подобные произведения продавались раньше. Да и установить можно не фиксированную стоимость, а лишь ее рамки – от и до.
Большую роль в формировании цен на современное искусство играет также пиар. Что наглядно продемонстрировал прошлогодний рекордсмен Дэмиен Херст. Объявив о стомиллионной продаже, художник не стал разглашать тот факт, что часть акций финансового фонда, купившего работу, фактически принадлежит ему самому. Главное, чтобы продажа обеспечила знаменитому провокатору статус самого дорогого из ныне живущих художников.
Ныне живущие или, по крайней мере, творившие во второй половине ХХ века авторы значительно популярнее своих классических коллег. В прошлом году лучше всего продавались Марк Ротко, Энди Уорхол и Фрэнсис Бэкон. Если они и сдадут позиции, то только своим современникам. Что неудивительно: все более или менее значительные работы до XIX века уже находятся в музейных собраниях или крупных частных коллекциях. А вот современных мастеров купить пока еще возможно. Чем и пользуются коллекционеры, взвинчивая цены до невообразимых высот. "Это ненормально, – считает частный американский дилер Бьерн Рессле. – Люди не понимают, что они покупают".
Разогревают мировой арт-рынок не только западные миллионеры. Значительную лепту вносят также граждане России, Китая и Индии. С начала ХХI века экономики этих стран стремительно развиваются, и местные нувориши выкладывают миллионы за искусство. Причем в основном они платят за произведения местных художников.
Нынешнюю моду на китайский арт сформировали именно внутренние инвестиции. Китайские коллекционеры, например бизнесвумен Чжан Лан, платили по $3 млн. за полотно еще в 2006 году. Весной 2007-го Christie"s выручил на торгах в Гонконге $36 млн., а Sotheby"s – $27 млн. Большая часть лотов – китайские звезды Чжан Сяоган, Чжан Хуан, Лю Сяодон и Фан Лихун.
Похожими достижениями могут похвастаться и россияне. Сначала на Christie"s за $9,7 млн. была продана картина "Сбор яблок" (1909 г.) авангардистки начала ХХ века Натальи Гончаровой. А 3 марта 2008 года на Phillips de Pury работа современного концептуалиста Ильи Кабакова "Жук" (1982 г.) стала самой дорогой русской картиной послевоенного периода – $5,84 млн. Международными звездами стали Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, а также группа "АЕС". Мода на русское искусство превращается в тренд.
По-нашему
Наши художники страдают от отсутствия внутренней поддержки. "Прорыв должен делать национальный капитал, – говорит арт-критик Александр Соловьев. – Если он ориентирован на западных звезд, то разогрева на внутреннем рынке нет. А отечественным художникам трудно выйти на мировой рынок без финансовых и имиджевых вливаний".
Интересы украинских коллекционеров зачастую сосредоточены в других сферах. Галереи, работающие не с радикальным contemporary art, а более сдержанным искусством, отмечают позитивный рост продаж и цен.
– Стоимость зависит, во-первых, от востребованности художника. Как бы мне ни хотелось сказать "во-первых, от таланта", – все же от востребованности, – говорит Татьяна Савченко, директор киевской галереи "Триптих". – Также в цену закладывается участие художника в международных выставках и закупки его работ музеями современного искусства.
Наиболее востребованные у коллекционеров – Тиберий Сильваши, Анатолий Криволап, Анна Криволап, Владислав Шерешевский, Александр Животков, Александр Сухолит и другие. Цены на их работы колеблются в среднем от $4 тыс. до $10 тыс., и интересуют они в основном молодых отечественных коллекционеров.
Билет в вечность
Вкладывать деньги в отечественное искусство выгодно? "Выгодно", – в один голос заявляют все игроки рынка. Конечно, есть риск, но это касается современного искусства во всем мире. "Оценка произведения современного искусства – это однозначно субъективный процесс. Потому что автор еще жив, потому что неизвестно, как его картины поведут себя через 20 и тем более 100 лет. Нужно полагаться только на чутье галериста", – объясняет директор киевской галереи "Коллекция" Дарина Жолдак.
По ее словам, "Коллекция" старается работать с теми художниками, которые уже заняли свое место в истории. "Это именно то, за что должен платить настоящий коллекционер – за такой билет в вечность", – утверждает галеристка. И дивиденды не заставят себя ждать. "Если сегодня за картину Александра Ройтбурда вы заплатили $7 тыс., то через три года она будет стоить $25 тыс. Так произошло с Василием Цаголовым, которого еще четыре года назад можно было купить за $5 тыс., а сегодня цены на его работы ушли далеко за $15 тыс.", – приводит в качестве иллюстрации несложную арифметику г-жа Жолдак.
Еще более динамично развивается отечественный рынок антиквариата. "Вы бы удивились, если бы узнали, кто и какие суммы тратит на искусство", – говорит Леонид Комский, директор антикварного салона "Дукат". Правда, называть имена и конкретные цифры он не может: информация конфиденциальна. Поэтому точно оценить объем этого сегмента рынка очень сложно. Но сумма достаточно большая, утверждает г-н Комский.
Более того, дороже, чем в Украине, антиквариат стоит лишь в России. Парадокс объясняется просто: у нас в стране в силу исторических причин антиквариата мало, а спрос постоянно растет. Подключается также фактор времени. "Антиквариат всегда стоил дорого, – объясняет г-н Комский. – 130–140 лет назад Илья Остроухов (российский художник и коллекционер) платил за икону строгановского письма XVI–XVII веков от полутора до 2,5 тыс. рублей серебром. Это были очень большие деньги, ведь зарплата чиновника средней руки составляла тогда 25–40 рублей".
Антиквариат и произведения искусства – это хорошая инвестиция. "Понятно, что если человек купил подлинного Ван Гога или Малевича, то через 100 лет эти картины вряд ли будут стоить дешевле", – уверяет антиквар.
Самые дорогие картины мираДжексон Поллок | Картина: «№5,1948» | Нынешняя цена с учётом инфляции (млн. долл.): 142,7 | Нынешняя цена с учётом инфляции (млн. долл.): 140 | Год создания: 1948 | Год продажи: 2006 |
Виллем де Кунинг | Картина: «Женщина ІІІ» | Нынешняя цена с учётом инфляции (млн. долл.): 140,2 | Цена при продаже (млн. долл.): 137,5 | Год создания: 1953 | Год продажи: 2006 |
Густав Климт | Картина: «Портрет Адели Блох-Бауэр І» | Нынешняя цена с учётом инфляции (млн. долл.): 137,6 | Цена при продаже (млн. долл.): 135 | Год создания: 1907 | Год продажи: 2006 |
Винсент Ван Гог | Картина: «Портрет доктора Гоше» | Нынешняя цена с учётом инфляции (млн. долл.): 129,7 | Цена при продаже (млн. долл.): 82,5 | Год создания: 1890 | Год продажи: 1990 |
Пьер Огюст Ренуар | Картина: «Бал в Мулен де ла Галетт, Монмартр» | Нынешняя цена с учётом инфляции (млн. долл.): 122,8 | Цена при продаже (млн. долл.): 78,1 | Год создания: 1876 | Год продажи: 1990 |
Пабло Пикассо | Картина: «Мальчик с трубкой» | Нынешняя цена с учётом инфляции (млн. долл.): 113,4 | Цена при продаже (млн. долл.): 104,2 | Год создания: 1905 | Год продажи: 2004 |
Винсент Ван Гог | Картина: «Ирисы» | Нынешняя цена с учётом инфляции (млн. долл.): 97,5 | Цена при продаже (млн. долл.): 53,9 | Год создания: 1889 | Год продажи: 1987 |
Пабло Пикассо | Картина: «Портрет Доры Маар» | Нынешняя цена с учётом инфляции (млн. долл.): 97,0 | Цена при продаже (млн. долл.): 95,2 | Год создания: 1941 | Год продажи: 2006 |
Винсент Ван Гог | Картина: «Портрет художника без бороды» | Нынешняя цена с учётом инфляции (млн. долл.): 90,1 | Цена при продаже (млн. долл.): 71,5 | Год создания: 1889 | Год продажи: 1998 |
Густав Климт | Картина: «Портрет Адели Блох-Бауэр ІІ» | Нынешняя цена с учётом инфляции (млн. долл.): 89,1 | Цена при продаже (млн. долл.): 87,9 | Год создания: 1912 | Год продажи: 2006 |