Почему некачественный отдых на украинском курорте отдыхающим дороже, чем комфортабельное пребывание за границей
В июне семья Дедовых из Москвы впервые за 10 лет решила провести отпуск в Крыму. В симферопольском аэропорту россиян ждала нетипично теплая встреча. Вместо хватающих за руки таксистов и надоедливых бабулек с табличками о сдаче жилья путешественников приняли в объятия представители крымской власти, объявившие ошарашенным москвичам, что именно они – миллионные туристы, посетившие полуостров с начала года.
А вот главный конкурент крымских курортов – турецкая Анталья подобными пафосными мероприятиями похвастаться не может. Четырехмиллионного по счету туриста, которого принял в июне международный аэропорт Антальи, встретили вполне буднично, но, если судить по крымским меркам, невероятно роскошно: исправно работающими кондиционерами, чисто вымытыми туалетами и четко работающей системой отправки путешественников к месту отдыха.
На этом различия между курортами Крыма и Антальи не заканчиваются, а только начинаются. И основное из них в том, что далеко не комфортный отдых на украинском курорте обходится отдыхающим гораздо дороже, чем проживание на более благоустроенном антальском побережье. Директор украинского турагентства TIS уроженец Стамбула Гокхан Яхши недавно проверил это на себе, отдохнув в крымском пансионате "Море". "В Турции дешевле! – сделал он вывод. – В Крыму я платил 160 долларов в сутки с завтраком, а в Анталии за эти деньги получил бы полный пансион". По его словам, приличный четырехзвездочный отель на Средиземноморском побережье Турции стоит от $60 в сутки. При этом к полному пансиону, который входит в эту стоимость, прилагается чистый пляж с бесплатными лежаками и зонтиками, благоустроенная утопающая в цветах набережная и убранные улицы.
И количеством, и качеством
По данным Госкомстата, в Крыму работают 173 гостиницы и 300 санаториев. Из них одна пятизвездочная и 27 имеют три и четыре звезды. Другое дело в Антальи, где гостей принимают почти 700 отелей, причем половина из них – четырех- и пятизвездочные. Столь богатое предложение привело к тому, что турецкие отели не только дерутся за постояльцев, но и формируют туристический спрос, предлагая все более обширное меню и расширяя список удобств. "В Антальи на одном квадратном километре вы найдете пять-шесть гостиниц высокого класса и десятка два отелей поскромнее, – отмечает директор туристической компании "Гамалия" Игорь Голубаха, – и все они между собой конкурируют. Благодаря конкурентной борьбе повышается качество услуг и снижается цена".
В Крыму такого изобилия достичь сложно, но возможно, считают опрошенные Фокусом эксперты. Для этого необходимо оздоровить бизнес-климат, упростить разрешительную систему и снизить налоги. Именно по такому пути пошла в начале 80-х годов Турецкая Республика, приняв решение о развитии курортного региона Анталия. Как рассказал Фокусу Берат Йылдыз, атташе по вопросам культуры и информации посольства Турции в Украине, власти страны начали с того, что выделили в долгосрочную аренду участки земли для строительства отелей. После этого государство занялось развитием инфраструктуры, строительством дорожной сети и аэропортов.
Через специальный туристический банк отельерам компенсировали проценты по кредитам, полученным в коммерческих финучреждениях. Что касается налоговых льгот, которые действуют и по сей день, то первые четыре года владелец гостиницы освобождается от всех сборов кроме выплат в социальные фонды. "А если за четыре года действия льготы гостиница не окупается, у отельера всегда есть возможность обратиться к государству и попросить продления налоговых каникул. Как правило, бизнесу идут на уступки", – рассказывает Аркадий Маслов, коммерческий директор компании TEZ Tour, которая построила в Антальи несколько отелей. Именно поэтому, считает эксперт, компаниям в Турции выгодно быть прозрачными и не утаивать информацию о своих доходах, ведь в противном случае помощь от государства получить невозможно.
Благодаря такой политике в 2010 году Турция приняла 28,6 млн. туристов, а оборот ее туррынка превысил $25 млрд. "А ведь еще десять лет назад в Турцию приезжало отдыхающих меньше, чем сейчас в Украину", – отмечает Йылдыз и говорит, что на достигнутом его родина останавливаться не собирается и планирует к 2023 году довести турпоток до 60 млн. человек. Кстати, украинцы тоже все чаще предпочитают отдых в соседней стране – даже вне сезона, за январь – апрель, Турцию посетило почти 30,5 тыс. соотечественников, что на 22,8% больше, чем годом ранее.
Безусловно, на увеличение турпотока в Анталию повлияли и волнения в популярном среди украинцев Египте. Использовать этот шанс в своих интересах мог и Крым, считает Игорь Голубаха из турагентства "Гамалия". "Но крымчане, к сожалению, этим не воспользовались, а подняли и без того высокие цены на 10–15%", – говорит эксперт.
На доступность отдыха в Турции влияет и то, что туруслуги, продающиеся за пределы страны, освобождены от уплаты НДС. "Украинские пансионаты и санатории этот налог платят в полном объеме", – приводит еще один аргумент в пользу Антальи руководитель национального проекта "Санатории и курорты Украины" Владимир Соколов.
Цены с потолка
Сами крымчане свои ценовые аппетиты объясняют не недостатком конкуренции, а другими причинами. Так, по словам директора гаспринского санатория "Жемчужина" Юрия Граматикопуло, больше всего на цену турпутевки в его санаторий влияет то, что туристический сезон на полуострове длится всего три месяца. За это время необходимо заработать столько, чтобы компенсировать затраты на содержание сотрудников в оставшиеся девять месяцев. "В течение года у нас работает 60% персонала, которому нужно платить независимо от того, загружен санаторий или нет", – подчеркивает он.
Такие же проблемы и у сотен других крымских отелей и заведений общественного питания. Летом их владельцы "отбивают" время зимнего простоя непомерно высокими ценами, поэтому себестоимость одного дня в сезон в Крыму значительно выше, чем в Турции, считают опрошенные Фокусом эксперты. "Изначально Крым ошибочно начали раскручивать как место пляжного отдыха, продолжительность которого очень короткая, – рассказывает зампредседателя Госслужбы по туризму и курортам Дмитрий Заруба. – И хотя здесь есть чем заняться зимой, полуостров теперь не воспринимают иначе".
Многие турецкие владельцы гостиниц нашли решение этой проблемы: осенью, зимой и весной они предлагают гостям развлечения, не связанные с пляжем, например игру в гольф или теннис, катание на лыжах на траве или SPA-процедуры.
Зачастую, крымские отельеры попросту берут цены с потолка, уверяет Аркадий Маслов из TEZ Tour. "Пан сам склепал какой-то непонятный турпродукт, поставил зашкальную цену, кто-то купил – и хорошо, – иллюстрирует он поведение крымских бизнесменов. – Это называется базар".
Колорады
"Знаете, как называли на приморских курортах отдыхающих во времена Советского Союза? Как жуков – "колорады", – вспоминает выросший на берегу Азовского моря, а ныне киевлянин Олег Хоменок. – Туристы приезжали к морю и сметали всю еду в магазинах, а ее и так было немного". По словам Хоменка, образ отдыхающего, который отнимает кусок хлеба, до сих пор остается в подсознании современных крымчан и пока еще не трансформировался в образ клиента, приносящего доход.
Подогревает негативное восприятие и летнее подорожание всех продуктов, от которого страдают не только приезжие, но и местные жители, вынужденные платить втридорога. Именно в этом, считает Хоменок, кроется психологическая причина того, что в Крыму так плохо обслуживают отдыхающих.
Другое дело Анталья, где даже профессия официанта считается престижной, а желающих работать – не меньше десяти человек на место. По мнению Гокхана Яхши, секрет хорошего сервиса –в турецком менталитете. "Турки очень гостеприимны. Очень! Вы даже себе представить не можете! – эмоционально говорит он, предлагая корреспонденту и фотографу Фокуса чай по-турецки, свежую клубнику и сухофрукты. – А у вас в каждом иностранце видят доллары".
Директор турагентства считает, что из Крыма можно сделать аналог Антальи – курорта, которым можно гордиться. Но для этого нужна политическая воля, ведь понадобится и государственная поддержка, и снижение налогов. Гокхан Яхши предлагает украинским властям посмотреть на Крым так, как когда-то посмотрели турецкие чиновники на Анталью. "У нас нет нефти, как в России, но Бог дал нам четыре моря – Средиземное, Эгейское, Мраморное и Черное. Почему бы не сделать на этом бизнес?" – улыбается он.
Екатерина Шаповал, Фокус