Разделы
Материалы

Премьер-лига выдающихся джентльменов

В скором времени в Украине появится футбольная премьер-лига. Ее структура и регламент до сих пор еще не определены,  но прибыльность затеи сомнений не вызывает

О Премьер-лиге как революционно-целительном мероприятии для украинского футбола говорят уже давно. Кто-то усматривает в этом определенные процессы, отражающие тенденции в современном футболе. Кто-то ее ждет словно манну небесную, спасающую от напастей и конфликтов. А кто-то, безразличный к первым двум вариантам, называет простой сменой вывески. Ясно одно: все эти годы мы не могли сказать: "До чего же грамотно и умно, как хорошо и надежно все устроено и организовано в нашем футбольном хозяйстве". Чаще приходила на ум другая вечная строчка: "Эх, ребята, все не так". А поэтому любые попытки изменить ситуацию к лучшему стоит приветствовать.

Опыт, сын ошибок трудных
Самые богатые профессиональные спортивные лиги находятся за океаном. Речь идет о НБА (баскетбол), НХЛ (хоккей) и НФЛ (американский футбол). В Европе самая прибыльная – английская Премьер-лига. В прошлом году она заработала $2,8  млрд. при суммарной зарплате всех выступающих там футболистов около $2  млрд. Немногим ей уступают итальянская Серия "А" и испанская Примера (в 2007 году заработали $2  млрд. и $1,6  млрд. соответственно), хотя их структура и принципы организации несколько отличаются от собственно Премьер-лиги. Иерархичность испанской и итальянской профессиональных лиг остается неизменной уже более 50 лет.

В Англии, как, впрочем, и в России, и у нас, Премьер-лигу создали не от хорошей жизни. В конце 80-х посещаемость стадионов резко упала – из-за фанатов-беспредельщиков (например, памятный финал Кубка чемпионов 1985 года) английские клубы были на несколько лет изолированы от мирового футбола. Наконец, в 1988 году десять клубов высшего дивизиона заявили о выходе из чемпионата. Но, поддавшись на уговоры, заговорщики согласились потерпеть еще три года. В 1991 году договор о создании Премьер-лиги был подписан.

Основная ее цель – максимизация прибыли клубов и независимость от футбольной ассоциации. Был установлен канон Премьер-лиги, который впоследствии скопировали в России и собираются ввести у нас: Премьер-лига управляет только высшим дивизионом, футбольная лига (аналог нашей ПФЛ) – тремя остальными дивизионами, а футбольная ассоциация приобрела статус особого акционера с правом вето на решения руководства Премьер-лиги. Результаты не заставили себя ждать. Кроме экономической выгоды, на 65% повысилась и посещаемость, а английские клубы на международной арене выступают лучше своих основных конкурентов – испанцев и итальянцев. Чего стоят только полуфиналы нынешней Лиги чемпионов, в которых из четырех команд три представляют английский чемпионат.

Браво, федерация!
Российская Премьер-лига была создана сравнительно недавно – в 2001 году. Одной из основных причин был конфликт между руководством Российского футбольного союза (аналог нашей ФФУ) и ПФЛ, образованной сразу после развала союзного чемпионата. В официальном заявлении нашей федерации футбола, сделанном в ноябре 2007 года, сказано, что российская футбольная Премьер-лига начиналась "с четких и откровенных договоренностей хозяев клубов о том, что их менеджеры прекращают "работу" с арбитрами, а также о запрете на проведение договорных матчей и "роспись" чемпионата". В Украине конфликт между ПФЛ и ФФУ имеет даже более четкие контуры. Федерацию футбола Украины возглавляет Григорий Суркис – владелец киевского "Динамо", а ПФЛ – Рафиль Сафиуллин, человек Рината Ахметова, владельца донецкого "Шахтера". Впервые инициатива создания Украинской футбольной премьер-лиги была озвучена 24 октября 2006 года. Но уже в ноябре, после матча 13-го тура между "Динамо" и "Шахтером", разразился скандал, отложивший разговор о нововведении на целый год. Тогда тренер дончан Мирча Луческу выбежал на поле, чтобы высказать претензии португальскому арбитру Паулу Коште, специально приглашенному Федерацией футбола для судейства конфликтоопасного матча. Луческу показали красную карточку и, покидая техническую зону, румынский тренер бросил сакраментальную фразу: "Браво, федерация!". Поэтому главной задачей создания Премьер-лиги у нас считают сглаживание футбольного противостояния между Донецком и Киевом, которое механически распространили на спорт из политики.

Мы будем жить теперь по-новому
Любопытно, что в создании такой мощной организации наиболее активны те люди, которые пришли в украинский футбол не так давно. Например, хозяева "Карпат" и ФК "Харьков" Петр Дыминский и Виталий Данилов, а также романтически настроенный дебютант Вадим Рабинович, занимающий пост президента киевского "Арсенала" немногим менее года. Он и исполняет обязанности главы свежеиспеченной Премьер-лиги, вернее, инициативной группы по ее созданию. Учитывая, что дело сдвинулось с мертвой точки именно в этом сезоне, нетрудно определить главный источник вдохновения организации. Его "Арсенал" выступает в нынешнем чемпионате лучше двух других клубов, чьи хозяева входят в инициативную группу. Киевляне занимают седьмую строчку в таблице (данные на 22 апреля) и имеют шансы побороться за право выступления в Кубке Интертото в следующем сезоне. Львовские "Карпаты" пока идут на девятом месте, а ФК "Харьков" занимает тринадцатую строчку и числится в претендентах на вылет из "вышки".

В чем сила, брат?
Цели Премьер-лиги вряд ли кардинально отличаются от тех, что были у предшественников, в частности у Профессиональной футбольной лиги (ПФЛ). В чем же сила нового органа? Ответ прост и слегка высокопарен: в единстве. Видимо, этот факт вдохновляет и наполняет оптимизмом президентов наших клубов высшей лиги. Правда, в момент объявления о создании Премьер-лиги вышел конфуз. Четыре клуба по разным причинам не поддержали это решение. Среди них – "Металлист" и "Днепр", соответственно третья и четвертая команды нашего футбола, украинские представители в Кубках УЕФА. Как оказалось, харьковчане были вовсе не против. "У нас нет и не было разногласий, – заверил нас гендиректор клуба Сергей Волик, – все это было раздуто журналистами. Наш клуб был одним из первых, кто выступил за Премьер-лигу, просто нам дали слишком мало времени на ознакомление с уставом, и мы не имели юридических оснований принимать решение без согласия президента". Не видят никаких проблем с Премьер-лигой и днепропетровцы.

Имя им – легион
У каждой Премьер-лиги есть один очевидный недостаток: обилие легионеров, что негативно сказывается на сборной страны и развитии детско-юношеского футбола. И даже лимит на количество иностранных игроков в каждой команде не способен остановить тенденцию. В первом сезоне английской Премьер-лиги 1992–1993 гг. выступало только 11 иностранцев. Через 12 лет легионеры составляли уже 45% всех игроков лиги. В декабре 1999 года в составе "Челси" вышли на поле исключительно иностранцы, а в заявке лондонского "Арсенала" 2005 года из 16 футболистов не было ни одного англичанина. По данным за 2007 год, в английской Премьер-лиге 338 легионеров, по 16,9 иностранных игроков на клуб.

Похожая ситуация сложилась и в России. Первый легионер там появился всего 12 лет назад. А сейчас в заявках российской Премьер-лиги 220 легионеров, то есть почти 70% всех игроков. Дошло до того, что даже президент Путин в 2007 году заявил: "Вместо того чтобы заниматься подготовкой молодежи, растить свои отечественные кадры, десятки миллионов долларов тратятся на легионеров. Результат нам известен – в национальных сборных некому играть". Ситуацию пытаются изменить введением лимита на легионеров: в сезонах 2008-го и 2009 гг. в составе каждой команды российской Премьер-лиги на поле смогут выйти шесть легионеров, а с 2010 года – пять.

В Украине и без Премьер-лиги в прошлом сезоне в заявках команд было 147 иностранцев. И больше всего легионеров, естественно, у самых богатых клубов – "Динамо" и "Шахтера" (16 и 14 соответственно). У нас тоже установлен лимит, значение которого будет уменьшаться с каждым чемпионатом. Сейчас в Украине на поле могут выйти не более 7 зарубежных игроков.

Вопросы – ответы 5:0
Далеко не все из того, что обсуждают наши футбольные президенты на многочисленных совещаниях, становится общественным достоянием. На поверхность выплывают лишь вопросы, которые находятся на верхушке айсберга и совершенно естественно интересуют поклонников футбола прежде всего: телевидение и судейство. Болельщики хотят видеть футбол хорошего качества, которое могут обеспечить не только игроки, но и телевизионщики. У нас они, наперекор всем новейшим технологиям, пока прогрессируют даже медленнее, чем футболисты. Для приобретения подходящей аппаратуры нужны приличные средства, и этот вопрос должна решить Премьер-лига. По крайней мере, грозится.

Возможно, в других странах судят и не лучше, чем у нас, но украинским болельщикам от этого не легче. И не заметить симпатии, которую наши судьи проявляют к двум главным клубам страны, просто невозможно. Что с этим собирается делать Премьер-лига? Обещают репрессии по отношению к провинившимся арбитрам. Но кто же тогда будет судить? Не брать же импортных арбитров на большую часть матчей.

Также всех интересует персона, которая возглавит Премьер-лигу. Общее мнение президентов – этот человек должен быть равноудален от заинтересованных сторон, сглаживать чрезмерное напряжение и действовать конструктивно. "Премьер-лигой должен управлять человек со стороны, незаангажированный и независимый", – так выразился президент киевского "Динамо" Игорь Суркис. В нашей стране такого человека найти нелегко. Ведь он должен быть не только непредвзятым, но еще и грамотным управленцем. По непроверенной информации, этот пост может занять российский специалист, бывший президент ФК "Москва" Юрий Белоус.