Разделы
Материалы

Место арта. В Москве стартовал новый выставочный сезон

В российской столице открылся новый культурный сезон: на ярмарке "Арт-Москва" показали искусство, которое продается, а на биеннале по соседству – работы, созданные художниками в формате эксперимента

"В Москве сейчас столько выставок проходит, что нужно взять отпуск хотя бы на неделю, чтобы посмотреть все", – пошутил в блоге галерист и директор Пермского музея современного искусства PERMM Марат Гельман. После того как 21 сентября открылась "Арт-Москва", а 23-го – Четвертая московская биеннале, шутка перестала быть смешной. Если ярмарка сосредоточилась на трех этажах Центрального дома художника на Крымском валу и уложилась в пять дней, то биеннале проходит на выставочных площадках по всему городу и продлится до 30 октября.

Полная демократия

"Триумф" на "Арт-Москве" всегда очень большой, но в этом году всех уравняли", – раздраженно говорит Дмитрий Ханкин, директор московской галереи "Триумф". Его недовольство вызвало то, что всем галереям, независимо от статуса и гражданства, организаторы выделили стенды одинаковой площади. "Мы решили, что больше трех работ на стенде не будет", – вздыхает Ханкин. Правда, в его случае три работы – это огромные скриншоты новой видеоработы Allegoria Sacra от российской арт-группы АЕS+F (по 40 тыс. евро каждый). На сюрреалистическом видео обычный аэропорт превращается в Чистилище.

Люди и кони. Немец Нео Раух создал бронзового "Кентавра", в руках у которого канистры с ядовитым веществом

Еще один тренд "Арт-Москвы-2011" – внимание к немосковским художникам, среди которых были и арт-звезды. Токийская галерея Whitestone представила принты Такаши Мураками, а итальянская Gagliardi Art System – мраморные изображения резиновых покрышек и пенопластового образа Моны Лизы Фабио Виале.

В ярмарке участвовало 40 галерей из 14 стран. Супердорогих хитовых работ никто не привез: для большинства участие в "Арт-Москве" – скорее имиджевый ход, чем коммерческий. Как, собственно, и для самих организаторов. В этом году они ушли в минус на 4,8 млн. рублей.

Художник шутит. Итальянец Фабио Виале остроумно стилизует мрамор под резину и пенопласт

У покупателей спросом пользовались не самые дорогие вещи. К примеру, на стенде галереи "М&Ю" Гельмана купили небольшую работу "Ленин" авторства группы "Синие носы" – видео, вмонтированное в книгу. Украинская галерея "Цех" продала акварели одессита Евгения Петрова. Еще одна участница "Арт-Москвы" из Украины – Mironova Gallery нашла покупателей для нескольких фотографий из серии "Поп-арт и его короли" Уильяма Джона Кеннеди. Они оцениваются в $10–15 тыс. Нашла нового владельца работа за 100 тыс. евро, вызвавшая наибольший интерес публики, – выполненный американцем Дэвидом Датуной портрет Владимира Путина из крошечных черно-белых копий "Моны Лизы" и оптических линз.

Эти глаза. С помощью копий Моны Лизы и линз американец с украинскими корнями Дэвид Датуна размышляет о загадке взгляда Путина

Параллельный арт

"Хорошо выступил, артистично, прямо как Волочкова. Молодец!" – иронично комментировали посетители выставки перформанс от московской группы Underways: несколько молодых людей преодолевали препятствия эффектными прыжками. Паркур, компьютерная игра, героями которой являются беженцы-нелегалы, интерактивные сетевые проекты, аттракцион, где все желающие могли создать комбинацию цвета и музыки, и другие подобные развлечения попали в некоммерческую часть "Арт-Москвы".

Все свои. Галерея Black Square из Майями на самом деле родом из Украины и на Арт-Москву привезла отечественных авторов Виктора Сидоренко и Олега Тистола

Еще больше экспериментальных работ оказалось в выставочной программе биеннале, которая не гонится за коммерцией. Куратором выставки стал немец Петер Вайбель, известный своей любовью к медиаарту. Отказавшись от живописи и графики, он сделал проект, где доминируют инсталляции и видео. Например, стая стальных собак с бомбами на спинах от индийца ТV Сантоша или медитативный фильм о городской жизни "Пекин. Второе кольцо" недавно арестованного китайскими властями художника Ай Вейвея.

Как настоящие. Группа "Tajik-art" на Арт-Москве рисовала копии картин, которые некоторое время назад создали российские политики для благотворительного аукциона. Слоган акции – "Все шедевры только у нас и гораздо дешевле!"

В основном проекте биеннале под названием "Переписывая миры" участвуют 80 авторов из 33 стран. Петер Вайбель уверен, что сегодня художники не способны сотворить новые миры, а могут лишь толковать уже существующие. Даже если создать им ничего не удастся, интересно посмотреть на попытки. Тем более что совершают их западные арт-звезды вроде Герхарда Рихтера, Нео Рауха, дуэта Elmgreen&Dragset – все те, кто сегодня формирует тенденции в контемпорари-арте.

Мало не покажется

Выставки на Московской биеннале, которые нельзя пропустить

1. Группа "Зеро" и авангард в Италии 1960-х гг.
Вращающиеся металлические штыри, утыканная шевелящимися иголками картина и консервная банка "Дерьмо художника" – этими вещами итальянские художники занимались еще полвека назад.

2. Dada Moscow
На масштабной выставке можно увидеть привязанный к потолку летающий фен, переиначенную на новый лад "Джоконду" и другие абсурдные работы. В том числе и классика начала ХХ века Тристана Тцары.

3. "Искусство против географии. Культурный альянс"
Среди экспонатов – инсталляция из игрушечной планеты Марс, лампочек и видеокамеры, скульптуры из матрешек и графические коллажи. Марат Гельман сделал срез российского, но нестоличного искусства.

4. "К вывозу из СССР разрешено…"
Штамп, давший название выставке, в советские времена ставили на произведениях, которые, по мнению властей, не представляли художественной ценности. Среди таких оказались работы Эрика Булатова, Ильи Кабакова и других художников-нонконформистов.

5. "Нужное искусство"
Арт-центр Дарьи Жуковой "Гараж" открыл первую выставку под открытым небом – в Парке им. Горького напротив ЦДХ. На лужайке спит бомж – садовая скульптура от Ивана Бражкина, а рядом стоит бетонный фонарь от Жанны Кадыровой.

Юлия Куприна, Фокус