Американская киноакадемия объявила номинантов на "Оскар". Победители будут названы 26 февраля, но уже сейчас Фокус представляет собственный прогноз
Больше всего номинаций получил фильм Мартина Скорсезе "Хранитель времени", который шел в украинском прокате с 5 января, однако из 11 категорий значительная часть касается технических достижений вроде визуальных эффектов и дизайна костюмов. И тут у снятого в 3D детища Скорсезе конкурентов почти нет. Зато в наиболее обсуждаемых номинациях борьба развернется между совсем другими картинами.
Главными фаворитами в оскаровской гонке считаются фильмы "Артист", украинская премьера которого состоялась на Одесском международном кинофестивале, "Потомки" (в украинском прокате — со 2 февраля) и "Прислуга" (в украинском прокате — с 16 февраля). Каждая картина уже отметилась на престижных кинофестивалях, а также собрала призы от профессио-
нальных гильдий и иностранной прессы в Голливуде. Все эти награды считаются дорогой к "Оскару", и по ним можно предсказывать, кому в итоге достанется золотая статуэтка.
Подобный прогноз Фокус делает уже в четвертый раз, и три прошлых года прогноз оправдывался на 50–70%.
Лучший фильм: "Артист"
Черно-белая трагикомедия рассказывает о том, как в начале 1930-х Голливуд перешел от немого кино к картинам со звуком. И делает это тоже практически без слов, лишь с помощью блестящей стилизации под классический немой кинематограф. Режиссер и сценарист, а также исполнители главных ролей — французы. И хотя в США европейское кино не очень любят, "Артиста" и публика, и критики приняли очень тепло. Французский взгляд на историю американского кино получил десять номинаций на "Оскар", и шанс взять главную статуэтку у ленты очень велик.
Главный конкурент: фильм "Прислуга" — экранизация одноименного бест-
селлера о временах, когда движение за права афроамериканцев в США только зарождалось.
Лучшая мужская роль:
Джордж Клуни, "Потомки"
Джордж Клуни стремится к главной награде в американской киноиндустрии уже не первый год, однако получил "Оскар" лишь однажды, и то за роль второго плана. Главную роль в драме "Потомки" о том, как землевладелец на Гавайях пытается сохранить семью после смерти жены, кинокритики уже успели назвать лучшей в карьере Клуни. Так что на этот раз получить статуэтку актеру, скорее всего, удастся.
Главный конкурент: Жан Дюжарден, убедительно сыгравший звезду немого кино в "Артисте".
Лучшая женская роль:
Виола Дэвис, "Прислуга"
В картине о тяжелой судьбе темнокожей прислуги в богатых белых семьях в начале 1960-х Вио-
ла Дэвис сыграла главную роль — служанки, которая не побоялась рассказать правду несмотря на опасность для жизни. В США проблема расизма и борьбы с ним до сих пор актуальна, поэтому фильмы на эту тему регулярно собирают множество кинонаград.
Главный конкурент: Мэрил Стрип за роль Маргарет Тэтчер в биографической ленте "Железная леди".
Лучшая мужская роль второго плана:
Кристофер Пламмер, "Начинающие"
В драме о том, что никогда не поздно начинать строить свою жизнь, Кристофер Пламмер сыграл пожилого отца семейства, который лишь после сорока с лишним лет брака и смерти жены решился признаться в своей гомосексуальности. И сыграл настолько трогательно и без лишнего пафоса, что уже успел собрать все основные награды, включая "Золотой глобус" и приз актерской гильдии. "Оскар" явно на очереди.
Главный конкурент: в этой категории у Пламмера конкурентов нет.
Лучшая женская роль второго плана:
Октавия Спенсер, "Прислуга"
Еще одна актерская работа в драме о служанках, выступивших против дискриминации по расовому признаку. Октавия Спенсер уже получила за эту роль "Золотой глобус" и приз актерской гильдии, а учитывая, что среди членов Американской киноакадемии большинство — именно актеры, "Оскар", скорее всего, уйдет в те же руки.
Главный конкурент: Беренис Бежо, сыгравшая в "Артисте" роль восходящей голливудской звезды времен черно-белого кинематографа.
Лучший режиссер:
Мишель Хазанавичус, "Артист"
Для француза Хазанавичуса "Артист" — первая американская работа. Впрочем, в Канн он свою ленту тоже возил. В Каннском конкурсе фильм не победил, зато получил приз от гильдии голливудских режиссеров, что увеличивает шансы Хазанавичуса на "Оскар".
Главный конкурент: Мартин Скорсезе тоже снял фильм об истории кино, за что "Хранитель времени" был отмечен "Золотым глобусом".
Лучший оригинальный сценарий:
Мишель Хазанавичус за "Артиста"
Среди американских киноакадемиков существует негласное правило: раздавать фаворитам "Оскары" одним пакетом. То есть, если картина побеждает в категории "Лучший фильм", скорее всего, она получит статуэтки и за режиссуру, и за сценарий. Поэтому у Хазанавичуса есть хороший шанс подняться на сцену за наградой несколько раз.
Главный конкурент: Вуди Аллен уже получил за свою ироничную комедию "Полночь в Париже" "Золотой глобус". Возможно, для киноакадемиков это послужит причиной отдать метру еще одну статуэтку.
Лучший адаптированный сценарий:
Александер Пайн, Нэт Факсон и Джим Раш за "Потомков"
Критики называют "Потомков" одной из лучших драм прошлого года, и на счету ленты уже есть "Золотой глобус". Поэтому при пяти номинациях на "Оскар" высокие шансы получить вторую статуэтку у фильма есть именно в сценарной категории.
Главный конкурент: Джон Логан за "Хранителя времени". Чтобы фильм при 11 номинациях не остался без главных "Оскаров", статуэтку вполне могут отдать сценаристу ленты.
Лучший анимационный фильм: "Ранго"
Историю о приключениях домашнего хамелеона, мечтавшего об актерской карьере, создатели выпустили в прокат еще в начале прошлого года — даже в украинских кинотеатрах мультфильм шел в марте 2011 года. Для картины, претендующей на "Оскар", это слишком рано: киноакадемики могли и позабыть о всех прелестях мультфильма. Однако мимика персонажа, срисованная с Джонни Деппа, отличное качество компьютерной графики и сюжет с множеством кинематографических отсылок делают "Ранго" главным и фактически единственным претендентом на статуэтку.
Лучший иностранный фильм: "Развод" (Иран)
Драма о том, как в мусульманской стране религиозные догмы способны усложнить любые бытовые мелочи, от развода до попытки нанять сиделку для больного старика, уже получила пять призов на Берлинском кинофестивале и "Золотой глобус" в США. Логично предположить, что "Оскар" — лишь вопрос времени. Тем более что киноакадемики любят награждать фильмы из экзотических стран, где кинематограф преодолевает большие трудности.
Юлия Куприна, Фокус