Разделы
Материалы

Миссия невосполнима. Украина теряет шедевры советской архитектуры

Шедевры советского модернизма в Украине оказались под угрозой исчезновения. Несмотря на международный интерес к таким объектам, страна не ценит образцы архитектуры социалистической эры

Облупившееся серое здание Института научно-технической и экономической информации (ИНТиЭ) в Киеве возле станции метро "Лыбид-ская" бросается в глаза издалека — один его корпусов своей необычной формой напоминает зависшую в десяти метрах над землей "летающую тарелку". Здание было построено в 1971 году, когда Советский Союз состязался с Америкой в космических достижениях. Сорок лет спустя над экспериментальной модернистской "тарелкой" нависла угроза исчезновения — со всех сторон ее окружили стройки, а у государства нет денег не только на ремонт, но и на содержание сооружения.

Похожая судьба — более чем у сотни других объектов, разбросанных по разным уголкам страны. Все эти строения возводили в период между 1961–1991 годами. В Украине к ним относятся без особого почтения: их авторов забыли, а сами здания даже не имеют официального статуса памятников архитектуры или истории, который — хотя бы гипотетически — мог бы защитить их от разрушения. Те объекты, в которых все-таки проводился ремонт, перестраивались со значительными нарушениями авторского замысла и технологий. Совсем иначе к этим образцам советской архитектуры относятся за границей.

Многие из этих сооружений являются шедеврами, считает Дитмар Штайнер, основатель Архитектурного центра Вены — одного из самых влиятельных на сегодняшний день мировых музеев архитектуры. Вместе с коллегами он по крохам собирает сохранившуюся проектную документацию и изучает еще не разрушенные здания. Сейчас Штайнер готовит выставку о "второй волне" советского модернизма в надежде сохранить культурное наследие для потомков хотя бы на фото.

Нелюбимое наследие
"Он висит в воздухе, чтобы снизу оставался проход. С точки зрения градостроительства, участок под застройку был зауженный", — объясняет архитектор "тарелки" Флориан Юрьев идею сферической формы кинолекционного зала. Его проект предполагал, что в зале разместится цветомузыкальный театр, поэтому составленное из двух полусфер помещение имеет хорошую акустику. Несмотря на всю уникальность "тарелки", нет никаких гарантий, что она долго простоит на своем месте. Как сообщил Фокусу директор ИНТиЭ Анатолий Ямчук, учреждение намерено передать здание Фонду государственного имущества. У института нет денег не только на ремонт, но и на содержание уникального строения. Тем временем "тарелка" постепенно разрушается — к ней вплотную подобралась стройка самого большого в Украине торгово-развлекательного центра, а в ста метрах идет сооружение самого высокого православного храма в Европе. Ко всему прочему добавился еще один разрушительный фактор — в прошлом году под землей продолжили новый участок линии метрополитена.

"У каждого такого здания есть соб-ственный цикл ремонтов, который давно не соблюдается", — пояснил Фокусу архитектор Александр Бурлака. По его словам, при создании экспериментальных объектов советскими архитекторами применялись смелые инженерные решения, а вот качество строительных работ, технологий и материалов зачастую было на невысоком уровне. Авторы работали в условиях жесткой экономии: Москва с большим скрипом выделяла деньги, а строительство шло по 10–15 лет с большими перерывами. "Поэтому эти объекты особо уязвимы, они быстро стареют", — объясняет Бурлака.

Лишь некоторые образцы советского модернизма, такие как столичные Музей Великой Отечественной войны, Украинский дом или Дворец культуры "Украина", поддерживаются в хорошем состоянии. Однако даже их реконструируют с нарушениями авторских проектов, искажая фасады и внутреннее устройство. "Когда в 2001 году проводили реконструкцию Дворца "Украина", автор проекта архитектор Маринченко была в ужасе от тех изменений, которые были сделаны", — рассказывает эксперт. Сейчас власти готовятся реконструировать здание Украинского дома: к нему пристроят ресторан и перекроют атриум — пространство в центре здания, которое сейчас служит для освещения экспозиционных залов на четырех этажах. По официальной версии, в Киеве негде принимать официальные иностранные делегации, а потому использовать Украинский дом в качестве музея — это роскошь. В то же время в архитектурных кругах поговаривают, что здание просто пришлось по вкусу президенту Януковичу, который в 2010 году уже проводил в нем прием по случаю своей инаугурации.

Оставить в памяти
Получается, что защитить архитектурное наследие 60–90-х годов XX столетия практически некому. "В вопросах архитектуры власти и застройщики руководствуются исключительно собственными интересами", — считает президент Украинской академии архитектуры Валентин Штолько. Согласно принятому порядку оценки архитектурного наследия, объекты 1961–1991 годов не могут быть признаны памятниками, поскольку они построены менее 50 лет назад.

Тем временем международный интерес к советской архитектуре второй половины XX столетия только растет. В 2011 году издательство Taschen опубликовало фотоальбом фотографа и главного редактора французского журнала Citizen K Фредерика Шубина. Книга содержит снимки объектов "брежневской" архитектуры, среди них есть и строения, находящиеся на территории Украины. Альбом заинтересовал популярное британское издание Guardian — теперь он продается в его книжном магазине guardianbookshop.co.uk.

"Если конструктивизм и сталинская архитектура хорошо знакомы мировому архитектурному сообществу, то послевоенный модернизм почти неизвестен", — сказал Фокусу Дитмар Штайнер. В прошлом году архитектор с мировым именем побывал в Украине и сильно впечатлился увиденным, теперь он готовит выставку "Советский модернизм. Неизвестные шедевры 1961–1991". "Множество построек, которые еще только ждут признания своей архитектурно-исторической ценности, находятся под угрозой исчезновения. Такая ситуация требует срочного вмешательства", — подчеркивает Штайнер.

Можно было бы сказать, что в Украине о модернистской архитектуре почти забыли. Однако несколько лет назад в Киеве возникло сообщество молодых архитекторов, культурологов и фотографов, которые собирают информацию об объектах советского модернизма. По словам активиста сообщества Александра Бурлаки, сейчас эти энтузиасты помогают готовить выставку в Вене, чтобы привлечь к проблеме внимание иностранцев, а там, глядишь, и местных властей.

Осколки эпохи
10 выдающихся образцов архитектуры советского модернизма, которые Украина рискует потерять

На момент открытия универсам "Печер-ский" был крупнейшим в Киеве. Его торговая площадь составляла 2 тыс. кв. м, объем — 29 тыс. куб. м. Архитектор Алла Анищенко впервые применила в качестве опоры необычной формы 78 сборных железобетонных колонн в виде гиперболических параболоидов. Помимо своего основного конструктивного назначения они являются своеобразными солнцезащитными устройствами.

В здании впервые в Советском Союзе было применено железобетонное покрытие в форме шатра. Купол цирка в форме шапито не только создал прекрасную акустику зала, но и сформировал узнаваемый архитектурный образ: надпись "Цирк" была не нужна. Неотъемлемой частью композиции являлось кафе с фонтаном на крыше. Ниспадающая пелена воды отделяла внутреннее пространство от улицы: попасть в кафе можно было только в месте разрыва струи.

Согласно проекту, помещения крематория спрятаны под землю, а центром композиции являются железобетонные лепестки оболочек залов прощания. Частью комплекса была Стена Памяти, но монументальное произведение, создававшееся 17 лет, залили толщей бетона по решению партийных властей. По данным экспертов, первоначальные рельефы Стены Памяти сохранились под слоем бетона, и их можно восстановить.

Архитектор Владимир Михайлов закончил реконструкцию зоопарка к началу 70-х годов. Он мастерски использовал рельеф, создав комплекс, в котором искусственные сооружения органично сочетаются с природой. Стеклянная полусфера купола павильона птиц спроектирована под влиянием "геодезического купола" американского изобретателя Бакминстера Фуллера.

Стены и кровля здесь оторваны друг от друга, что создает эффект проникновения внешнего пространства внутрь здания. Крыша необычного строения была разработана специально для улучшения акустики. Чтобы развеять сомнения, выдержит ли конструкция дожди и ветер, полости металлических емкостей заполнили водой. Затем архитектор Павел Ниринберг встал под крышу — и вопросов больше не возникало.

Будущий автор Киноконцертного зала "Украина" и многих других зданий в Харькове профессор Васильев придумал уникальное решение опирающейся в трех точках железобетонной конструкции покрытия над источником минеральной воды. Его поверхность облицована цветным стеклом и керамикой. Павильону угрожает ведущееся с 2009 года строительство купальни, которую одним из первых опробовал мэр Харькова Михаил Добкин.

В рисунке ребер бетонных панелей авторы отобразили мотивы народной украинской вышивки. Вторая часть идеи не была реализована: строителей не радовала перспектива раскрашивать сотни метров потолка в черно-красный и белый цвета, и они подсказали властями, что народные мотивы могут быть интерпретированы как проявление национализма. В результате интерьер выполнили в сером цвете.

Виталий Атанасов, Фокус