В селе Воробеевка на Виннитчине прошел второй этнофестиваль «Шешоры Подольские». Вышиванки, фолк-музыка и пляски на свежем воздухе – вот секрет успеха подобных акций. А их в Украине с каждым годом проводится все больше
Новичками этого года стали "Трипільське коло", проведенное под Киевом в конце июня, "Обнова-фест", состоявшийся 6 июля в Черновцах, и намеченный на конец августа фест "Чисті джерела Бугу", который состоится в Золочеве на Львовщине. 25–27 июля во второй раз пройдет "Підкамінь" в карпатском поселке с таким же названием. Третью годовщину отметил "Великдень у Космачі". А "Країну мрій" с пятилетней историей, "Шешоры", прошедшие 12–14 июля в шестой раз, и Сорочинскую ярмарку, которая в этом году отпразднует десятилетие, можно назвать настоящими фолк-ветеранами.
"Бесспорно, заслуга Олега Скрипки и "Шешор" в том, что сейчас так много этнических фестивалей. Два-три сезона "Країни мрій" и Шешорского фестиваля показали, что этника привлекает многих людей, что это выгодно", – считает Павел Нечитайло, фронтмен группы "Пропала грамота", регулярно выступающей на отечественных фестивалях. Украина переживает процесс, который Европа прошла лет 10–15 назад, уверен музыкант.
С ним солидарен и его коллега, менеджер и идеолог группы "Перкалаба" Олег Гнатив: "Просто люди поняли, что это срабатывает. Уже появилась публика, которая ездит на этнофестивали. То есть такой фестиваль можно обеспечить аудиторией, а значит, отбить какие-то затраты". Этнобум последних двух лет, конечно, радует, но в Польше, например, таких фестивалей около 40. Можно считать эту цифру примером для подражания.
Дружба народов
Для Павла Нечитайло самым запоминающимся фестивальным выступлением была работа на сцене "Шешор-2004". "Для группы это стало временем минимального возрождения: мы с 1999-го по 2004-й практически не занимались музыкой. И это был фактически первый в Украине альтернативный оупен-эйр, действительно продуманный и непопсовый", – ностальгирует он.
С такой же ностальгией вспоминают карпатские "Шешоры" и многие гости фестиваля. "Я не люблю массовые гуляния и в Киеве их не посещаю. Я ехал именно на этот фестиваль, потому что знал: там будет соответствующая публика. Дело не в музыке, дело в атмосфере", – рассказывает IT-специалист Олег Сирко.
Атмосферу на карпатском фесте создавали не только приглашенные музыканты, но и местные жители. Компактное гуцульское село, название которого и дало имя фестивалю, гармонично вписалось в концепцию мероприятия и внесло свой колорит. На Виннитчине в Воробеевке такого симбиоза уже нет, как и камерности первых карпатских фестов, считают завсегдатаи "Шешор".
Местные жители, пришедшие в фестивальный городок из Воробеевки или приехавшие на один день из Винницы и Немирова, выделялись спортивными костюмами и праздничными нарядами, обильно украшенными стразами. А также повышенным любопытством: аутентичный фолк и вариации на его тему им все еще в диковинку. В то же время обитатели палаточного городка – молодежь в вышиванках, льняных рубахах и пестрой одежде с этническими элементами явно собралась на "Шешорах" неслучайно.
"Мне нравится то, что называют этнической музыкой, но без попсы", – называет одну из причин своего интереса к "Шешорам" Юлия Пивторак, аспирантка Киево-Могилянской академии. "Мои глаза и сердце радуются, когда я вижу вышиванки, а этномузыка задевает во мне какие-то струнки", – вторит ей журналистка из Днепропетровска Антонина Мямлина. Это, пожалуй, главная мотивация большинства шешорских гостей.
На "Шешорах-2008" этномузыки было предостаточно, причем самой разнообразной, что в полной мере оправдало фестивальный слоган "Многоголосье". На главной сцене звучало многоголосье исполнителей из России, Белоруссии, Грузии и разных регионов Украины. Здесь можно было не только послушать народное пение, но и испытать собственные вокальные возможности на мастер-классах.
Те, кому медведь на ухо наступил, развлекались уроками индийских, арабских, шведских, польских и еврейских танцев или прикладными занятиями – гончарным мастерством и созданием кукол-мотанок. Не обошлось и без других постоянных "шешорских" составляющих – театральных представлений на ночной сцене, ленд-артовских объектов, сооруженных вдоль берега Южного Буга, и сказок завсегдатая этнофестов Сашка Лирника.
Но главный интерес гостей сосредоточился на мощной программе в стиле world music. Смесь из индийского, африканского, чешского, шведского и украинского этно с роком, хаусом и электроникой выдали французы из группы Nourou, чехи из Maraca, британцы из Trans-Global Underground и украинцы из команд "Гудаки", "Мартові", "Пропала грамота" и "Даха-Браха".
Хедлайнером фестиваля стала "Перкалаба". "Изменилось ли что-то в атмосфере с переездом "Шешор"? Нет, абсолютно. Правильное время, правильные люди, правильная музыка – эти позиции сохранены", – говорит Олег Гнатив со знанием дела: его команда выступает на фестивале шестой год подряд.
Этноденьги
Хотя некоторые завсегдатаи карпатских "Шешор" из-за передислокации феста отказались от поездки, Мирослава Ганюшкина, медиакоординатор фестиваля, называет такие меры вынужденными. "Когда последние "Шешоры" проходили в Карпатах, мы поняли, что если количество публики вырастет на тот же процент, что и в предыдущие годы, то село Шешоры просто не выдержит этого наплыва. И мы из экологически сознательного фестиваля станем экологическим бедствием", – говорит она.
Территория Воробеевки – 114 га – в два раза больше, чем территория Шешор. Но даже при таком преимуществе желающим попасть на Подольские "Шешоры-2008" в день открытия фестиваля пришлось пройти пешком пару километров или простоять в многочасовой пробке, образовавшейся на подъезде к месту событий.
Тем не менее рост аудитории – хороший показатель развития. К примеру, на "Підкамінь-2008" организаторы ожидают в два раза больше гостей, чем было в первый раз. А все потому, что в прошлом году фестиваль прошел весьма удачно. "Фест взял действительно очень классный старт", – говорит Юрко Вовкогон, пресс-секретарь "Підкаменя".
Вместе с числом гостей растут и бюджеты. Сейчас организаторы "Шешор" рассчитывают на $300–350 тыс. "А в начале мы укладывались в $5–10 тыс.", – вспоминает Мирослава Ганюшкина. По нынешним меркам "Шешоры" вполне можно назвать высокобюджетным фестивалем. "Підкамінь-2007" обошелся организаторам в 384 тыс. грн., в этом году они потратят уже 500 тыс. Столько же составит и смета "Великодня у Космачі" в следующем году, говорит его организатор Дмитрий Пожоджук, глава сельсовета Космача и заслуженный мастер народного творчества Украины.
Как правило, львиную долю фестивального бюджета составляют спонсорские деньги или средства от иностранных культурных организаций, государство вкладывает всего 10–20%. Еще одной весьма важной статьей дохода на фестивалях стали средства, которые организаторы получают от посетителей в виде регистрационного сбора. На "Шешорах-2008" он составлял 50–75 грн. "Хоть у нас и разнообразные источники доходов, все же они не такие большие", – сетует Мирослава Ганюшкина.
Тем не менее позитивная динамика налицо: "Шешоры" уже не терпят убытки, как раньше, а выходят в ноль. А "Підкамінь" и вовсе стартовал с самоокупаемости, что для дебюта – большой успех. В дальнейшем же организаторы этнофестов не исключают возможности зарабатывать на своих детищах.
Ну а пока материальные дивиденды лишь в перспективе – этнофестивали приносят моральную прибыль. "Великдень у Космачі", кроме демонстрации пасхальных обрядов, собирает уже немолодых народных мастеров из разных регионов Украины и старается заинтересовать традиционными промыслами молодежь. "Підкамінь" возрождает духовный центр Украины. "Монахи местного монастыря сказали, что после фестиваля в пять раз увеличилось количество паломников", – не без гордости делится Юрко Вовкогон. В итоге у монастыря появились средства на реконструкцию. В Воробеевке отремонтировали дорогу, а в Космаче смогли перекрыть крышу сельского Народного дома и подписали договор о газификации села. "Со временем разовьется и зеленый туризм", – выражает общий оптимистический настрой Дмитрий Пожоджук.