Харьковчан, давно научившихся выживать, не оглядываясь на политиков, допросы местного руководства в МВД почти не взволновали. В городе мало кто верит, что в обозримом будущем власть там поменяется
"Грязевые бои с участием лучших борчих!" – раздается из динамиков на крупнейшем в стране рынке "Барабашово". Харьковскую власть продолжают сотрясать скандалы, но томящемуся от жары городу явно не до разборок дуэта Добкин – Кернес (мэр и секретарь горсовета) с их многочисленными недоброжелателями. Политическую активность демонстрирует лишь дама в годах и ее спутник в красной футболке с надписью "Моя родина – СССР", кричащие что-то в микрофон на площади перед зданием областной администрации. Рядом с ними на солнцепеке пасется парочка милиционеров, явно пребывающая не в восторге от такого времяпровождения. Глаз приезжего цепляется за загадочную надпись "Это – захват", которую можно увидеть почти на каждом заборе.
Создается впечатление, что в Киеве происходящим здесь интересуются куда больше, чем сами харьковчане, которые, как правило, власть поругивают, но в целом демонстрируют подчеркнутую аполитичность.
Без перемен
– Меня никто не трогает, но и помощи никакой не дождешься, – говорит владелец мастерской по производству ключей Вадим Светличный. – Не знаю, чем там занимаются Добкин с Кернесом, но я не вижу никаких результатов их работы. Зато вижу, что у нас самые убитые в Украине дороги и газ уже дороже, чем в других регионах.
Нынешний мэр Харькова всем запомнился тем, что шел на выборы с обещанием не повышать тарифы на коммунальные услуги и поднял их, как только обосновался в своем кресле. Менеджер Евгений Соклоков утверждает, что это не единственное невыполненное обещание нынешних властей.
– Кроме новых фонтанов перед оперным театром сложно припомнить какие-то изменения, – делится наблюдениями Евгений. – Нет никакой поддержки инфраструктуры, "Харьковкоммунпромвод" на грани банкротства, ему уже даже кредиты не дают. Еще в 2006-м Добкин обещал построить коллектор, чтобы защитить город от наводнений, потом обещал снести Конный рынок, построить социальное жилье. Ничего этого нет.
Главная торговая зона города – знаменитый рынок "Барабашово" (или просто Барабашка) живет отдельной жизнью, и работающий здесь народ понемногу забывает об апрельском крупном пожаре на "вьетнамской площадке". Произошло это в разгар рассмотрения в Верховной Раде вопроса о проведении досрочных выборов харьковского мэра, и принадлежащий бютовцу Александру Фельдману концерн АВЭК, одной из структур которого является ТЦ "Барабашово", прямо обвинил в предполагаемом теракте Добкина и Кернеса.
– Вы из Киева, да? – спрашивает симпатичная брюнетка, торгующая одеждой. – Говорили тут разное про этот пожар, но, по-моему, никто ничего специально не поджигал. Зато теперь, видимо, в целях взаимопомощи нам подняли цены на аренду.
Женщина утверждает, что платит за свой маленький павильончик около 150 долларов в месяц, и это самая низкая ставка. О политике торговцы стараются не говорить и уверяют, что разборки в верхах на их бизнесе никак не сказываются.
Призрачные угрозы
– Ты нам должен спасибо сказать, что мы тебе сэкономили деньги на внеочередные харьковские выборы, – хлопал Фельдмана по плечу регионал Нестор Шуфрич перед парламентскими каникулами в кулуарах Рады. Фельдман смеялся, но можно не сомневаться, что осенью попытки сменить харьковскую власть повторятся снова. Возможно, поэтому бютовец внедряет в городе свои кадры – в частности, метрополитеном руководит один из бывших топ-менеджеров АВЭК Геннадий Броншпак. Вмешаться в харьковский расклад по-прежнему не прочь и Секретариат президента. Во всяком случае, то, что местный филиал новой партии "Единый центр" возглавил бывший мэр Харькова Владимир Шумилкин, свидетельствует о далекоидущих планах Виктора Балоги в отношении Харькова.
Харьковский губернатор Арсен Аваков весьма ревностно отнесся к выбору Банковой и заявил, что сам в "Единый центр" вступать не намерен. Это дало повод для слухов о том, что в скором времени Авакова заменят как раз на Шумилкина. Говорят и об ухудшившихся отношениях пары Добкин – Кернес с главой облсовета регионалом Василием Салыгиным, который за последнее время несколько раз публично критиковал однопартийцев. Однако в итоге его самого могут заменить более удобным для окружения мэра Дмитрием Шенцевым.
Приятной неожиданностью для Добкина и Кернеса стал конфликт между давними оппонентами – братьями Протасами, владеющими крупной сетью городских супермаркетов. Старшие братья Александр и Андрей фактически отобрали у младшего – Владислава медиарупор местной оппозиции "Городской дозор". Сейчас "Дозор" продолжает функционировать, но эффективность его работы, по мнению многих экспертов, значительно снизилась.
Два в одном
– Когда Добкин стал мэром, это можно было назвать неожиданностью, – говорит политэксперт Валерий Гончарук. – Он не представлял мощных финансовых групп, а до того как стать регионалом, сменил 4-5 фракций. Кушнарев тогда не баллотировался в мэры, просто потому что для него это уже было слишком мелко. А после его смерти началось перераспределение собственности, что и привело к нынешней ситуации. Причем сам Добкин неконфликтен, склонен к компромиссам, но Кернес его накручивает.
Известный харьковский журналист, руководитель областной телерадиокомпании Зураб Аласания также считает, что ведущую роль в харьковском тандеме играет Кернес, но не согласен, что Добкин стал мэром случайно.
– Кернес буквально взрастил Добкина, – говорит г-н Аласания. – А сам он – безумно работоспособный человек, свет в его кабинете горит в три часа ночи. При этом он очень взрывной и не терпящий неуважительного отношения к себе. Нынешние гонения на него я могу связать с назначением нового главы харьковского ГУ МВД, который не имеет никаких связей с секретарем горсовета. Но в прокуратуре дело заглохнет.
Разговоры о том, что ведомство Юрия Луценко давно собиралось "погонять" Кернеса и Добкина по поводу так называемого наркотрафика, велись давно. Теперь Кернес уверен, что МВД хочет сделать из него вместо пострадавшего обвиняемого. Но копать под секретаря горсовета будет очень нелегко. Даже его оппоненты отмечают блестящую юридическую команду Кернеса и его собственные глубокие познания в юриспруденции: "Его противников бесит еще и то, что у него на каждый чих есть платочек, он со всех сторон обложен бумажками".
Все хорошо в мэре
Бывший депутат Верховной Рады эсдек Игорь Шурма, работающий сейчас в команде Добкина, уверен, что вся мышиная возня вокруг харьковской власти связана с тем, что нынешний мэр не устраивает местные финансово-олигархические кланы:
– Сначала горсовет атаковала группа Протаса, теперь Фельдман козу водит, инспирируя скандал. Это не политическое противостояние. Я возглавляю социальный блок, и, поверьте, такого системного подхода к социальным вопросам не было ни у одного мэра. Он светлый лучик в ПР, таких перспективных политиков у нас мало.
Верит в Добкина и методист Харьковского политехнического института Елена Митрофанова:
– Что бы о нем ни говорили, мне приятно его слушать. Он ценит местные традиции, у него отличное отношение к ветеранам. Если на 9 мая в Киеве проходят какие-то дохлые парадики, то тут – настоящий праздник. Транспорт стал ходить прилично, хоть и подорожал до 75 копеек, освещение стало лучше.
Но большинство харьковчан оценивает работу мэрии в лучшем случае нейтрально. К тому же общее по стране повышение цен не может позитивно сказываться и на рейтинге местной власти. Пиар-менеджер Инна Петина жалуется на тотальное подорожание, но при этом говорит, что если бы сейчас были выборы, голосовала бы за БЮТ. Инна отмечает, что разборки в городе между политиками привели к тому, что обычные люди стали более жадными и обозленными.
Никто не сомневается, что дальнейшее развитие событий в Харькове связано с осенним развитием событий в столице.
– Все будет продолжаться до тех пор, пока не пройдут президентские выборы, это будет переломный момент, – уверен Игорь Шурма. – А попытки оранжевых взять под контроль Харьков будут продолжаться. Это интеллектуальная столица востока, колыбель театра и науки. Пусть не обижаются на меня Запорожье и Донецк, но без Харькова контролировать восток страны невозможно.
А Зураб Аласания предполагает, что досрочные местные выборы могут пройти в декабре, но только вместе с внеочередными парламентскими.
При этом совершенно очевидно, что сами харьковчане, думающие прежде всего о личных интересах и скептически относящиеся к любой власти, инициаторами выборов вряд ли станут.
Кто есть кто в Харькове
Михаил Добкин, городской голова Официально бизнеса не имеет, но с ним связывают структуры, работающие на рынке нефтепродуктов, а также в розничной торговле и игорном бизнесе. |
Геннадий Кернес, секретарь горсовета Имеет отношение к АО «НПК – Холдинг». Сфера интересов – гостиничный бизнес (владеет пакетами акций гостиниц «Металлист», «Харьков»), операции с недвижимостью. Контролирует дом быта «Центральный» и комплекс «Националь». |
Арсен Аваков, председатель областной государственной администрации Совладелец АО «Инвестор». Сфера интересов – банковский и пищевой бизнес, строительство, СМИ. |
Василий Салыгин, председатель облсовета Опосредованно контролирует холдинг «Украинская строительная девелоперская компания». Сфера интересов – строительство, земельный рынок, грузоперевозки. |
Александр Фельдман, народный депутат (БЮТ) Глава харьковской «Батькивщины». Почётный президент концерна «АВЭК и Ко», совладелец крупнейшего рынка «Барабашово». Помимо этого, сферы интересов – транспорт, коммерческая недвижимость, пищевая промышленность. |
Дмитрий Святаш, народный депутат (Партия регионов) Совладелец корпорации АИС. Сфера интересов – автомобильный бизнес. |
Александр Ярославский, президент группы DCH Сфера интересов – химический бизнес, девелоперский бизнес. Планирует большие инвестиции в Харьков в преддверии Евро-2012. |
Александр Давтян, член исполкома Харьковского горсовета Соучредитель ООО «Инвестиционная группа «ДАД». Контролирует гостиницу «Харьков». Есть медиаактивы. |
Александр Протас, соучредитель группы «Таргет» Группе принадлежит крупная сеть супермаркетов. |