Самый гуманный суд. Норвегия показала, что не готова к процессу над Брейвиком
Норвегия оказалась не готова к процессу над Андерсом Брейвиком: местная правоохранительная система отнеслась по-человечески даже к самому хладнокровному убийце в истории страны
Больше года Норвегия, потрясенная двойным терактом ультраправого террориста в июле 2011-го, жила новостями из зала суда. И вот — антиклимакс в финале. Сторона обвинения просила признать Андерса Брейвика невменяемым и поместить его в специализированное медицинское учреждение на принудительное лечение. Но суд решил отправить террориста за решетку. Ближайшие пару десятков лет Брейвик проведет в тюрьме для особо опасных преступников "Ила".
Жители Норвегии, которая входит в десятку самых безопасных государств мира, так и не оправились от шока. Пока эксперты спорят о том, изменит ли история Брейвика чересчур мягкий криминальный кодекс страны, простые граждане хотят только одного — поскорее забыть о террористе и попытаться вернуться к нормальной жизни. Многие надеются, что террорист, отсидев максимальный срок, 21 год, будет признан слишком опасным для общества. Тогда заключение будет продлено на неопределенное время, а Брейвик окажется единственным преступником в Норвегии, фактически приговоренным к пожизненному заключению. В стране и за ее пределами гадают, как много анонимных последователей и сочувствующих найдется у Брейвика и какую угрозу они представляют для европейского общества. За несколько дней до вынесения приговора чешская полиция в городе Острава арестовала мужчину, который действовал под псевдонимом Андерс Брейвик. От новых "норвежских стрелков" теперь не застрахован никто.
Устройство личности
Во время судебного процесса норвежцы больше всего спорили о вменяемости террориста. Две психологические экспертизы пришли к совершенно противоположным выводам. По словам одних экспертов, судебных психологов Сюнне Серхайм и Тургайр Хусби, подсудимый страдает от параноидальной шизофрении, неуравновешен в своих действиях, не может нести уголовную ответственность и должен быть признан невменяемым. Второй отчет был подготовлен двумя психиатрами, назначенными позже, — Терье Терриссен и Агнар Аспос. Они пришли к заключению, что у Брейвика нет параноидальной шизофрении, более того, он не был "психически неуравновешенным, в состоянии аффекта или умственно отсталым в момент совершения обсуждаемых в суде действий". Психиатры постановили: террорист страдает диссоциальным и нарциссическим расстройством личности, но должен быть признан вменяемым, а следовательно, уголовно ответственным.
В последний год в Норвегии бурно обсуждали, зачем понадобилось проводить две психологические экспертизы и как так вышло, что врачи пришли к столь разным выводам. Защита, следуя пожеланиям подсудимого, требовала считать Брейвика психически здоровым. А сам он грозился подать апелляцию, если его вдруг попытаются признать невменяемым. Вердикт суда сам террорист выслушал с улыбкой. "Я не принимаю этот суд всерьез, — заявил он в день оглашения приговора. — Я не согласен с вердиктом. С моей точки зрения, он не имеет никакой законной силы. В то же время я не собираюсь обжаловать приговор, так как это означало бы, что я согласен с существующей судебной системой".
1617 лет одиночества
Некоторые норвежцы все же предпочли бы увидеть Брейвика в психиатрической клинике. Невменяемый террорист кажется менее опасным — от сумасшедшего по крайней мере отвернулась бы часть интернет-поклонников, называющих его "белым героем Норвегии" и "первым мучеником консервативной революции". Но все не так просто. Брейвик должен был бы проходить новые освидетельствования каждые три года. И, доказав однажды свою способность к здравому мышлению, снова предстал бы перед судом. А норвежцы вряд ли готовы к тому, чтобы снова и снова возвращаться к болезненной для всех теме двойного теракта. По словам генерального прокурора, решение суда рассчитано среди прочего на то, чтобы не вызывать дополнительный стресс в обществе и среди жертв Брейвика.
Жительницы Осло Трине Хельген и Катрине Нюкос считают наказания в судебной системе Норвегии слишком мягкими. Ради "норвежского стрелка" их стоило бы подкорректировать. "Поскольку Брейвика признали вменяемым, ему следовало бы получить по 21 году тюрьмы за каждое убийство, которое он совершил. Тогда ему пришлось бы провести за решеткой 1617 лет", — говорит Нюкос.
Но система, которая не сумела предотвратить теракт Брейвика, по-прежнему настаивает на гуманном отношении к преступнику. Руководство тюрьмы "Ила" уже объявило, что собирается пойти на уступки заключенному, чтобы компенсировать ему неудобства одиночного содержания. Директор тюрьмы Кнут Бьяркейд пообещал: Брейвик будет содержаться в блоке особо строгого режима. Для него уже переоборудовали одно крыло здания и приготовили три комнаты: спальню, комнату для физических упражнений и некое подобие кабинета, а также отдельный дворик для прогулок, огражденный бетонной стеной и колючей проволокой. Ему разрешат раз в неделю принимать посетителей и общаться с ними через прозрачную перегородку под присмотром персонала тюрьмы. Кроме того, он сможет вести переписку и отправлять по почте книги, которые напишет.
То, что даже за решеткой Брейвик останется доступным для своих возможных последователей, норвежцам не нравится, но наступить на горло гуманизму они все равно не готовы. Торе Бьйорго, профессор Норвежского института, признается: подобных преступников в стране никогда не было, поэтому местная тюремная система вряд ли справится с Брейвиком. "Им придется быть максимально жесткими, но, с другой стороны, не хотелось бы устраивать здесь свое Гуантанамо", — констатирует эксперт.
Если так, Трине Хельген предлагает норвежским властям самый безболезненный компромисс: раз уж террорист объявил о том, что собирается писать в тюрьме автобиографию, пусть его заставят выплатить жертвам двойного теракта солидную денежную компенсацию после того, как книга поступит в продажу и, вероятно, разойдется большим тиражом.
Один в поле воин
От рук 33-летнего ультраправого террориста Андерса Брейвика в ходе двойного теракта 22 июля 2011 года погибло 77 человек. Бомба, заложенная Брейвиком в здании правительства в Осло, унесла жизни восьми и тяжело ранила девять человек. Остальные 69 погибли на острове Утойя. Брейвик, переодевшись в полицейскую форму, методично расстреливал людей в течение полутора часов. После чего сдался полиции без сопротивления.
За самым громким судебным процессом в истории Норвегии, который продолжался десять недель, по видеосвязи в местных судах следили более 2500 человек. Брейвика охраняли более 100 полицейских. Расходы на процесс составили $16 млн. Террориста приговорили к 21 году тюрьмы. Обжаловать вердикт суда стороны могут до 7 сентября.
Один в поле воин.
От рук 33-летнего ультраправого террориста Андерса Брейвика в ходе двойного теракта 22 июля 2011 года погибло 77 человек. Бомба, заложенная Брейвиком в здании правительства в Осло, унесла жизни восьми и тяжело ранила девять человек. Остальные 69 погибли на острове Утойя. Брейвик, переодевшись в полицейскую форму, методично расстреливал людей в течение полутора часов. После чего сдался полиции без сопротивления.
За самым громким судебным процессом в истории Норвегии, который продолжался десять недель, по видеосвязи в местных судах следили более 2500 человек. Брейвика охраняли более 100 полицейских. Расходы на процесс составили $16 млн. Террориста приговорили к 21 году тюрьмы. Обжаловать вердикт суда стороны могут до 7 сентября.
Сесилия Культ, Наталья Осипова, Фокус