Разделы
Материалы

Демобилизация всей страны. Интеллектуалы в Украине отказываются от модных гаджетов

Технологически подкованные интеллектуалы выбрасывают мобильные телефоны в урну, смеясь над жертвами айфонной лихорадки

Тренер по работе с новыми медиа Андрей Маштаков сначала перестал доставать телефон из кармана, чтобы посмотреть, который час и взглянуть на уровень зарядки, затем — носить аппарат с собой, потом — проверять пропущенные звонки. А год назад полностью отказался от его использования: "Общение по мобильному — изнурительный и бессмысленный ритуал: "буду через три минутки", "будем сотрудничать, при возможности свяжемся". Ни о чем. Абсурдный звонок другу с порога ресторана: "Ты где сидишь?" стал обычным делом". Продуктивными белорус Маштаков, сейчас работающий в Киеве, считает каналы общения, не требующие мгновенного ответа. Вместо телефона он использует планшет с сим-картой, посредством которого обменивается эсэмэсками, но только с близкими друзьями, другие его номер не знают. Деловые переговоры ведет в Skype — опять же в специально отведенное для этого время, а не в режиме постоянного ожидания звонка. О выходе iPhone 5 он узнал из веселых картинок в Facebook. Знакомиться со спецификациями новейшего гаджета у него нет ни потребности, ни желания.

Рождение нового поколения смартфонов iPhone в очередной раз подняло бурю бесплатного промо в СМИ. Новости с войны между Apple и Samsung, не сильно волнующие обозревателей рынка электроники, выходят под рубрикой "Нарочно не придумаешь". Гаджет, который еще вчера был признаком прогрессивного мышления его владельца, уже стал предметом издевок. Впервые в истории "яблочный" продукт, который пока никто не щупал, оказался не предметом вожделения городских модников, а объектом для фотожаб. Иметь девайс, который умеет все, кроме глажки простыней, уже не круто. А быть мобильным становится немодно.

Торопись медленно
Отказавшись от мобильника, Маштаков радуется новому восприятию времени, которое стало течь медленнее. 3–5 минут, на которые кто-то может опоздать, для него больше не играют роли: "Теперь я считаю: плюс-минус четверть часа. А еще в мою жизнь вернулся забытый кайф, когда друзья приходят в гости без предупреждения". Также Андрей заметил, что больше ничего не выдергивает его из душевного состояния, в котором он не расположен общаться, особенно на деловые темы. Коллеги воспринимают отказ Маштакова от телефона как данность: "Я же не возмущаюсь, что у кого-то нет аккаунта в Facebook". И многие ему завидуют, сетуя на работу, которая не позволяет последовать его примеру.

Ученый и публицист Николай Рябчук тоже не пользуется сотовым, и даже обычный стационарный телефон в его доме, как правило, выключен. И это не препятствует его активной социальной жизни. "Телефон мешает работать, — заявляет Николай. — С середины 90-х пользуюсь интернетом, мне полностью хватает этой связи с внешним миром. А для частных бесед предпочитаю личные встречи". Ученый признается, что телефонный разговор не дает ему возможности подумать как следует, а вот электронная почта позволяет оставаться хозяином положения. "Отвечаю, когда удобно мне, а не собеседнику, контролирую сроки и сохраняю в архиве все договоренности", — говорит он. Рябчук признает, что бывают экстренные ситуации в зарубежных поездках, тогда он использует обычный таксофон. Но публицист уверен, что отдельные неудобства из-за отсутствия мобилки компенсируются колоссальной экономией времени и психической энергии.

Поэзия покоя
Самый известный украинский враг мобилок — поэт и писатель Сергей Жадан. Принципиальную позицию на этот счет он выражал в своих эссе и колонках. Но комментарий для этого материала боец невидимого фронта дал по сотовому. "У меня только родилась дочь, и я просто вынужден пользоваться мобильным, чтобы быть на связи с женой. Купил самую дешевую Nokia, использую только дома", — оправдывался он. Мобилку Жадан не носит, чтобы не чувствовать себя подопытным кроликом, которого всегда можно отследить и проконтролировать. "Постоянно пребываешь в предчувствии, что тебя вырвут звонком из твоего поля, атмосферы, настроения, — объясняет литератор. — Чем больше вы находитесь на связи по телефону или в Сети, тем глубже у вас ощущение, что вы на ней должны быть. Того же ожидаете от других, становитесь зависимым".

Писатель Андрей Кокотюха дружит с Жаданом и выполняет роль связного. "На самом деле нет ничего такого срочного, что не подождет сутки. Я пишу Сергею письма, а пока он ответит, вопрос снимется, — рассказывает он. — Когда у Жадана появился телефон, я стал ему звонить не когда нужно, а когда дурь в голову стукнет, не думая, что ему не всегда удобно говорить — обстоятельства требуют от него брать сотовый даже в сортир". Сам Кокотюха пользуется простой "говорилкой", да и то с неохотой: "Мобилка добавляет к городским неврозам еще один. Мешает сам факт присутствия телефона в кармане, необходимость заправлять его деньгами, боязнь его забыть или потерять, а главное, принцип: "Без мобилки ты не человек". А по мейлу вдобавок никто не перебивает".

Васька слушает, да ест
Медиаэксперт Маштаков уверен, что каждый может безболезненно ограничить использование сотового: для начала пользоваться телефоном только в режиме исходящих звонков, а следующие шаги уже будет легко сделать по мере отвыкания от мобильного. По его мнению, выкинуть трубку в урну могут все, кто постоянно находится онлайн. А вот пожилым людям и детям мобильный нужен для контроля со стороны родственников и в качестве экстренной связи, собственно, для этого "бабушкофоны" оборудованы специальной кнопкой.

В подтверждение этой мысли медиаэксперт ссылается на социологические исследования, которые показали: чем младше пользователи мобильного, тем чаще они пользуются текстовыми коммуникациями, а не голосовыми. А значит, постоянная болтовня по мобильному может уйти в историю. Но для игроков рынка электроники все это — лишь детские страшилки.

Директор по маркетингу сети интернет-магазинов "Цитрус-Дискаунт" Виктор Шолошенко рассказал Фокусу, что уже сегодня к ним поступило более 2000 заявок на новый "яблочный" гаджет, который появится в Украине 31 октября и будет стоить от 7999 грн., что в 5 раз выше, чем в США с контрактом на два года. "Фанаты Apple настолько преданы своему идолу, что им неважно, каким будет iPhone 5 — они оформляли на него заказы вслепую", — отмечает Шолошенко. Виктор утверждает, что слышал о людях, которые принципиально оказываются от использования мобильных телефонов. Но, полагает он, это связано не с самим устройством, а с так называемым даун-шифтингом — явлением, когда люди, измотанные корпоративной работой, отказываются от элементов урбанистической культуры. Но таких оригиналов, уверен Шолошенко, можно пересчитать по пальцам, и переориентироваться на них ни продавцы, ни покупатели вовсе не спешат.

Полный винтаж

5 культовых аппаратов, каждый из которых стал технологическим прорывом для своего времени и остается предметом вожделения гаджетоманов до сих пор

Motorola DynaTАС 8000Х
Первый мобильный телефон. Год выпуска — 1983-й. Вес — 1,15 кг. Время зарядки — 10 часов. Время работы в режиме разговора — 35 минут. Изначально стоил $4000. Сегодня стал раритетом: на аукционе eBay его можно купить за $1440.

Motorola MicroTAC
Первый карманный сотовый. Год выпуска — 1989-й. Вес — почти 0,5 кг. Время работы — до 6 часов. Первоначальная цена — $2500. Нынешняя цена на eBay — $20.

IBM Simon
Первый смартфон с сенсорным экраном. Год выпуска – 1992-й. Вес —
0,6 кг. Сочетал функции мобильного телефона, КПК, пейджера и факса. Первоначальная цена — $900.

Siemens S10
Первый сотовый с цветным экраном. Год выпуска — 1997-й. Вес — 185 г. Время работы в режиме разговора — 10 часов.

Nokia 3310
Самый продаваемый телефон в истории и самый износостойкий. Год выпуска — 2000-й. Вес — 133 г. Было продано 126 000 000 шт. Первоначальная цена — $140. Сегодня предложений нет.

Сергей Волохов, Фокус