В жизни Кривого Рога мало что напоминает о кризисе. Жители города, полностью зависящего от металлургии, убеждены, что им нечего бояться
Криворожане любят говорить об исключительности своего города, и имеют на это основания. Первое, что бросилось в глаза по приезде сюда, это обилие людей и общественного транспорта на улицах, несмотря на раннее утро – еще не было и 6 часов. "У нашего города свой, особый режим, – объяснил Фокусу местный житель Сергей. – Утренняя рабочая смена на металлургических предприятиях начинается в 7 утра, вот люди и спешат на работу".
В металлургии здесь трудится около 70% жителей, и это влияет не только на жизненный уклад Кривого Рога, но и на городской ландшафт. Криворожане даже шутят, что их город – единственный в мире, который стоит на большом куске железа.
Заложники заводов
Именно эта особенность и может сыграть злую шутку с городом. Резкое падение цен на металлургическую продукцию и колебания стоимости сырья для меткомбинатов уже привели к тому, что некоторые производители заговорили о возможной остановке предприятий в связи с отсутствием спроса на продукцию.
К решению своих проблем металлурги даже подключили правительство, которое провело специальное заседание по вопросам горно-металлургического комплекса (ГМК). Отраслью обеспокоились и некоторые народные депутаты, в частности Анатолий Кинах, который призвал в очередной раз оказать металлургам господдержку.
Для Кривого Рога остановка любого из метпредприятий была бы крайне опасна. Исторически так сложилось, что отдельные городские районы образовывались вокруг предприятий ГМК. "Длина города 126 километров, и это обусловлено расположением шахт и карьеров, – рассказывает Фокусу секретарь городского совета Сергей Маляренко. – Там, где обнаруживались залежи природных ископаемых, строились бараки, в которых жили рабочие".
Со временем эти районы расстраивались и осовременивались, но каждый из них по-прежнему привязан к своему предприятию. "Поэтому каждое предприятие металлургии является градообразующим", – отмечает Сергей Маляренко.
А сменить работу в Кривом Роге не так просто, как в других индустриальных центрах – опять-таки из-за местных особенностей. В частной беседе один из молодых работников Ингулецкого горно-обогатительного комбината (ГОК) признался Фокусу, что на другом подобном предприятии зарплата на его должности почти на 400 грн. выше. "Но на работу придется ездить в другой конец города, а это почти 70 км", – говорит он. Да и путь на двух маршрутках со стоимостью проезда 2 грн. в каждой нивелирует весь выигрыш.
Полный цикл
На крупнейшем метпредприятии Украины "АрселорМиттал Кривой Рог" Фокус заверили, что на работе комбината больше сказываются нападки со стороны Фонда госимущества и попытки пересмотреть результаты приватизации завода, чем кризис на мировых рынках. На предприятии замкнутый цикл производства: от добычи сырья до реализации готовой продукции, а потому оно вполне может работать и в условиях кризиса.
Остановка предприятий ГМК может произойти только в случае, если человечество полностью откажется от металла, говорит Оксана Чикало, директор по корпоративным коммуникациям "АрселорМиттал Кривой Рог". Но она уверена, что и в этом случае криворожские предприятия станут выпускать нужную людям продукцию. По ее мнению, о стабильной работе предприятия говорит уже то, что каждый месяц в среднем три сотрудницы уходят в декретный отпуск. "Я сужу как женщина: если люди заводят детей, то это говорит об уверенности в завтрашнем дне", – говорит она.
Не менее оптимистичные настроения демонстрируют и на горнорудных предприятиях города. Как объяснили Фокусу, горно-обогатительные комбинаты, производящие сырье для металлургов, в состоянии переждать падение цен, работая "на склад" или регулируя цены на свою продукцию. Тем более что владельцы криворожских ГОКов – "Метинвест-холдинг" Рината Ахметова и российская "Евраз-групп" Романа Абрамовича и Константина Абрамова – имеют собственные металлургические мощности, готовые потреблять их сырье. Кроме того, они ориентируются на долгосрочные контракты с потребителями, а значит, не зависят от краткосрочных колебаний рынка и имеют простор для ценового маневра.
На предприятиях утверждают, что рядовым работникам заводов тоже бояться не стоит. Ведь уровень их зарплаты в текущем году зафиксирован в коллективном договоре и вряд ли его кто-то будет менять.
Пьянству – бой
Средняя зарплата в Кривом Роге – более 2,5 тыс. грн., причем речь идет о легальных выплатах. Если добавить сюда обязательное медицинское страхование сотрудников и льготы при страховании членов их семей, то становится понятно, почему в отделах кадров самых успешных криворожских предприятий очередь желающих трудоустроиться не уменьшается.
Но увольнения на предприятиях все же происходят. Практически на всех криворожских заводах действуют так называемые программы оптимизации персонала. "Сегодня согласно законодательству не так-то просто уволить людей с предприятия. К тому же сокращение штатов или принуждение уволиться по собственному желанию негативно влияет на имидж крупных компаний", – рассказывает Фокусу менеджер одного из предприятий.
Но при модернизации производства сокращение количества работающих становится просто необходимым. В этом случае собственники предприятий ищут выход в увольнениях за всевозможные проступки – пьянство или воровство. Основная задача поиска виновных ложится на охрану предприятия, которая за каждое задержание нарушителей получает соответствующие бонусы.
Поэтому если кто и ощутил кризис, так это владельцы небольших рюмочных, расположенных возле проходных предприятий. Один из таких бизнесменов признался Фокусу, что его доходы в последнее время существенно снизились, а пустующие залы лишь подтверждают его слова. Зато менеджеры предприятий с гордостью признаются, что теперь у них редко встретишь сотрудников, пришедших на работу "после вчерашнего".
Не металлом единым
Но параллельно с ужесточением контроля за дисциплиной существуют и более цивилизованные способы сократить количество персонала и омолодить его состав. В свое время ОАО "АрселорМиттал Кривой Рог" внедрил "Программу добровольного ухода", которой воспользовались в основном работники пенсионного и предпенсионного возраста.
"Они установили такой порядок выплат, что молодым специалистам было невыгодно увольняться", – говорит Сергей Малярчук. А суммы "отступных" позволяли пожилым участникам программы покупать машины, бытовую технику и даже квартиры.
Прийти на место отцов и дедов спешат далеко не все молодые криворожане, несмотря на то что профессия металлурга по-прежнему пользуется в городе неоспоримым авторитетом. По данным Криворожского горсовета, за последний год количество частных предпринимателей увеличилось на 30% и достигло 90 тыс. Три тысячи частных предприятий города уже дают работу 20 тысячам горожан.
"Еще два-три поколения – и менталитет криворожан изменится. Их дети уже не будут повторять путь своих отцов и обязательно становиться шахтером или металлургом", – говорит местный житель Александр. Сам он тоже не пошел по стопам родителей, а получил специальность сомелье и теперь трудится барменом в заведении "Три толстяка".
Заработки у него вполне сопоставимы с зарплатами хороших специалистов предприятий ГМК, но работа куда менее вредная. "На завод идут те, кто не хочет или не может зарабатывать головой", – заключает коллега Александра по барной стойке Ярослав.