Курильщики вернулись в кафе и рестораны. Правда, только на летние площадки. Но и в помещениях закон, запрещающий курение в заведениях общепита, не всегда соблюдается. Борются с этим не только госслужбы, но и активисты антитабачного движения
21-летняя киевлянка Елена Захарян прошла Школу антитабачного активиста. Это было еще до вступления в силу закона о запрете курения в кафе и ресторанах. Учеба длилась всего два дня и проходила в рамках проекта "Киев без табачного дыма", созданного общественным Институтом Медиа Права. За это время двадцать человек не только прослушали лекции о вреде курения, но и научились писать жалобы на рестораторов, нарушающих закон. "Я сама не курю, и мне всегда было неприятно сидеть в прокуренном помещении", — объясняет свою активную позицию Елена. Полученные знания девушка вскоре применила на практике. Сообщение, оставленное в жалобной книге киевского заведения El Mate La Boca, нашло отклик у государственных контролеров — кафе пообещали оштрафовать.
Копченые деньги
Наличие жалоб от населения — необходимое условие для внеплановой проверки бара или ресторана сотрудниками Госинспекции по вопросам защиты прав потребителей. При отсутствии таких сигналов чиновники проводят лишь плановые проверки, о которых обязаны предупреждать рестораторов за 10 дней, объясняет руководитель Управления защиты прав потребителей Киевской горгосадминистрации Антон Кляцкий.
Казалось бы, проблем с донесениями на нарушителей быть не должно, ведь большинство украинцев против табачного дыма в кафе. По результатам общенационального опроса, проведенного в феврале 2013 года Киевским международным институтом социологии, 74% респондентов поддержали запрет на курение в ресторанах. Интересно, что среди курильщиков сторонников запрета тоже оказалось большинство — 54%.
Тем не менее за I квартал 2013 года в Госпотребинспекцию поступило всего 72 обращения, касающихся выполнения антитабачного законодательства. Из проверенного за этот период 661 заведения нарушения обнаружили лишь в 10% случаев, виновные оштрафованы на общую сумму 860 тыс. грн. Самыми активными по количеству проверок и штрафов стали инспекции в Донецке, Крыму и Одессе.
Антитабачные активисты считают, что такие данные инспекции — лишь вершина айсберга, запрет на курение нарушает значительно большее число заведений. "Сегодня, если какое-то заведение оштрафовано, это значит, что закон там нарушают нагло", — утверждает Андрей Скипальский, руководитель центра "Жизнь" — главной антитабачной общественной организации Украины. Поэтому активисты работают с заведениями ресторанного хозяйства, ведь именно они, а не государственные инспекторы должны запрещать клиентам курить, отмечает юрист проекта "Киев без табачного дыма" Петр Король. По его словам, задача — не в пополнении госбюджета штрафами. "Мы просто хотим, чтобы закон исполняли", — подчеркивает юрист.
Ушли в минус
Украинские рестораторы говорят о том, что несут убытки. "Во всех ресторанах, где раньше курили, этой зимой уменьшилась выручка", — констатирует Яков Лившиц, генеральный управляющий Аroma espresso bar в Украине. Ресторатор называет две причины снижения доходов: меньше людей стало ходить в заведения, а те, кто приходит, теперь проводят здесь значительно меньше времени. Падение дохода в зимние месяцы Лившиц оценивает в 22–25%. К тому же, говорят рестораторы, участились случаи, когда клиенты, выходящие покурить на улицу, не возвращаются, и счет остается неоплаченным.
Летом части заведений удалось вернуть клиентов-курильщиков: на открытых площадках курить можно. Бизнесмены надеются, что до следующего холодного сезона депутаты внесут изменения в закон. "Мы ждем разрешения создать курительные зоны, которые будут оснащены средствами очистки и изолированы от общего зала, — объясняет Яков Лившиц. — Это не будет пассивным курением для тех, кто курить не хочет. А тем, кто хочет, предоставим такую возможность, им же тоже нужно создать условия".
По официальным данным, сейчас закон выполняют 95% турецких заведений. С нарушителей только за I квартал 2013 года турецкий департамент контроля над табаком собрал $2,7 млн. Внушительная цифра объясняется высоким уровнем штрафов: $4000 — для заведений и $50 — для физических лиц. Для сравнения: в Украине размер штрафа для заведений ресторанного хозяйства варьируется от 1000 до 10 000 грн., а для физлиц — от 51 до 170 грн.
Среди успехов турецкого антитабачного закона эксперты отмечают снижение уровня сердечно-сосудистых заболеваний на 22% и заболеваний астмой на 18%. "Если в Турции можно было поменять систему, почему нельзя этого сделать у нас?" — удивляется Андрей Скипальский. Отечественные активисты намерены не только усилить свой мониторинг, но и бороться за повышение акцизов на сигареты. "У нас пачка сигарет все еще дешевле шоколадки, — возмущается Скипальский. — В Турции минимальная цена пачки —24 гривны, а у нас средняя цена — 10 гривен".
Без предупреждения
И все же главной своей задачей активисты называют обучение потребителей защищать свои права. "Вы приходите в ресторан, и у вас есть законное право на то, чтобы там не курили, — говорит Петр Король. — Это право надо отстаивать". А Андрей Скипальский советует не пренебрегать даже таким простым методом, как запись в книге жалоб и предложений. "Это тоже механизм влияния, — объясняет активист. — И такие записи нужно делать не только если в заведении курят, но и в случае других нарушений — надо учиться защищать себя". Реакции бизнесменов на свою радикальную позицию активисты не боятся, утверждая, что борются не с рестораторами, а с системой.
Усилить борьбу с курением в ресторанах обещают и в государственных органах. По словам Антона Кляцкого, инспекция скоро начнет пилотный проект в Киеве и Киевской области: к проверкам подключат санэпидстанцию. "Сам по себе дым — еще не повод для вынесения штрафов, — объясняет чиновник. — А этот проект даст возможность делать пробы воздуха на соблюдение санитарных норм, а в случае выявления нарушений санэпидстанция сможет приостанавливать работу заведений". Кроме того, чиновники хотят убрать предупредительный срок перед плановой проверкой заведений. Соответствующий законопроект уже прошел первое чтение и сейчас находится на финальном этапе рассмотрения Верховной Рады.
Ольга Сытник, Фокус