Разделы
Материалы

Вне ринга. Пять фактов о закулисье бокса

Как составляют рейтинг боксеров, делят гонорары, шантажируют промоутеров и выигрывают торги с разницей в один доллар. Пытаясь понять, почему Владимир Кличко и Александр Поветкин так долго не могли договориться о бое, Фокус рассказывает о закулисье бокса

Если бы составлялись рейтинги самых длинных переговоров в боксе, Владимир Кличко и Александр Поветкин наверняка оказались бы на первых позициях. Пять лет украинец и россиянин пытаются выйти в ринг, но никак не получается. Дважды была известна дата боя, но Витязь в последний момент передумывал или получал сомнительную травму. Добившись звания обязательного претендента на чемпионский пояс Кличко по версии WBA, Поветкин неожиданно смело ринулся в бой. Стороны уже утвердили дату (5 октября), место (Москва) и призовой фонд ($23,3 млн). Но контракт долго не подписывали.

Судя по всему, мешала сумма — она слишком большая, чтобы быть правдой. Команда Кличко была готова выложить за право организовать этот бой $7 млн, а промоутеры Поветкина — $6 млн. В три раза больше заплатила третья сторона, менеджер россиянина Владимир Хрюнов, которому помогают загадочные спонсоры. Их мотивы непонятны — у Витязя шансы на победу минимальны, невозможно и отбить потраченные деньги. Очевидно, подозревая подвох, команда Кличко начала придираться к условиям проведения боя. Стороны не могли сойтись по трем вопросам: как будет проводиться допинг-контроль, под чьей эгидой пройдет бой и какие перчатки и бинты будут использовать боксеры. Лишь несколько дней назад представители Поветкина заявили, что все разногласия устранены, осталось только соблюсти некоторые формальности с WBA. Глава промоутерской компании K2 Promotions Ukraine Александр Красюк не берется прогнозировать сроки подписания контракта. Но категорически опровергает подозрения в том, что Кличко пытается избежать боя. Впрочем, по информации сайта Lenta.ru, Владимир Кличко и Александр Поветкин уже подписали контракт на бой. Чтобы разъяснить ситуацию, Александр Красюк согласился рассказать Фокусу о том, как проходят переговоры в боксе.

При любой защите соперник чемпиона должен входить в топ-15 рейтинга ассоциации (WBC, WBO, WBA или IBF). Но, что интересно, далеко не всегда ассоциации назначают обязательным претендентом первый номер. Это решение, как и формирование всего списка, субъективно, системы начисления очков нет. У каждой ассоциации существует рейтинговый комитет, куда входит несколько человек из руководства. Ежемесячно они оценивают результаты боксеров, советуются и меняют позиции в рейтинге. Промоутеры могут влиять на процесс. Раз в год они съезжаются на заседание комитета и выступают со своими замечаниями. В остальное время пожелания отправляются по электронной почте. Такая гибкая система составления рейтинга иногда приводит к тому, что в топ-15 неожиданно появляются малоизвестные боксеры, чтобы затем легально выйти в ринг против чемпионов. Некоторые даже назначаются обязательными претендентами. "Это случается крайне редко, — возражает Красюк. — Ассоциации получают часть прибыли от проведения боев, им просто невыгодно выставлять неизвестных боксеров, ведь такие бои вызывают слабый интерес".

Как ведутся переговоры
Санкционировав обязательную защиту пояса, ассоциация дает обеим сторонам время (20–60 дней) самостоятельно договориться об условиях и подписать контракт. Главные вопросы — кто будет организатором боя и каким будет призовой фонд. Организатору достаются все доходы — от продажи билетов и прав на телетрансляцию, спонсорских и рекламных поступлений, мерчандайзинга. Оценив, сколько можно заработать на бое, промоутеры делают свои предложения призового фонда и добровольно решают, чей вариант выгоднее. Красюк приводит пример легких переговоров, когда удалось без проблем договориться о поединке Александра Устинова с Дэвидом Туа: "За две недели справились — оказалось достаточно нескольких писем и телефонных звонков, даже не встречались с командой новозеландца".

Разделение гонорара прописано в регламенте. Как правило, это 75/25 в пользу чемпиона, если бой планируется проводить на территории, где обладатель пояса родился, живет или имеет гражданство. В противном случае — 80/20.

Что такое "торги"
Если сторонам не удается прийти к соглашению, ассоциация назначает аукцион. Участвовать в нем могут все желающие промоутеры. Назначается встреча, на которую стороны привозят конверты со своим вариантом суммы призового фонда. Чья сумма окажется больше, тот и становится организатором. "Обычно такие встречи длятся минут пять. Приехали, вскрыли конверты, выпили кофе, подготовили протокол и разъехались, — рассказывает Александр Красюк. — Главное — угадать с цифрой до начала торгов". Он вспоминает, как ехал на аукцион по бою Байсангуров — Андраде со ставкой $380 тысяч, но буквально в последний момент передумал и написал $501,250. Если бы интуиция не сработала, торги выиграл бы соперник — в его конверте оказалась бумажка с надписью $400,210. Некруглые цифры промоутеры пишут специально. "Иногда торги выигрываются с разницей в одну тысячу или сотню, — рассказывает Красюк. — Бывали случаи, когда один доллар все решал".

Помимо призового фонда, промоутер привозит на торги предварительные условия контракта – три возможных места поединка и две даты. Таким образом, он подтверждает, что провел переговоры с телевидением и аренами. Но главная гарантия — залог 10% от призового фонда, который распределяется между чемпионом, претендентом и ассоциацией в случае срыва боя.

Как подписывается контракт
Между победой на торгах и подписанием контракта иногда проходит много времени. Именно на этом этапе у сторон чаще всего возникают разногласия по множеству мелочей. В данном случае показателен пример переговоров Кличко и Поветкина. Дело в том, что ассоциации обязывают прописывать в контракте лишь общие договоренности. "К примеру, принимающая сторона должна обеспечить соперника перчатками, а допинговый контроль — просто должен быть. Но какой именно, кто и когда его будет проводить — это предмет договоренностей", — объясняет Красюк. Теоретически проигравшая торги сторона может диктовать свои условия. Промоутер должен провести бой, и ему придется пойти на уступки. Но на практике сорвать поединок из-за непонравившихся перчаток, конечно, нельзя. Ассоциация будет разбираться и не сочтет это веской причиной. Чемпион может даже лишиться пояса, хотя обычно ассоциации их защищают.

Как хитрят перед боем
Подписав контракт, стороны рекламируют бой — участвуют в обязательных пресс-конференциях и прочих мероприятиях. Как правило, боксеры ведут себя вызывающе, чтобы привлечь внимание публики — постоянно оскорбляют друг друга, устраивают шоу, дерутся. Опытные болельщики считают, что все это клоунада и стороны заранее договариваются, как ее провести. Но Красюк опровергает. "В большинстве случаев они ведут себя как "плохие парни", потому что они действительно такие. Да и нет смысла играть роль — гонорарный фонд определен заранее, и даже повышенный интерес к бою не увеличит доход боксера, который не занимается организацией", — говорит эксперт. Если спортсмены и устраивают театр, то скорее на будущее — чтобы другие боксеры охотнее соглашались на бой с ними. Так, Дерек Чисора и Дэвид Хэй, подравшиеся на пресс-конференции Кличко, вскоре таки встретились в ринге и хорошо заработали на внимании публики.

Красюк рассказывает о другой, куда более хитрой возможности заработать: за несколько дней до боя боксер требует повышения гонорара, иначе откажется выходить в ринг под предлогом плохого самочувствия. "Промоутеру некуда деваться — к бою все готово, потрачены огромные деньги и время, порой приходится соглашаться и платить", — говорит он. Но подобные случаи, разумеется, редки — с такими боксерами потом никто не хочет работать. А крупные поединки промоутеры страхуют от любого срыва.

Сергей Болотников, Фокус