Украинцы не спешат освобождать подъезды от хлама или защищать дворы своих домов. Чтобы исправить ситуацию, активисты учат граждан управлять общим имуществом
Каждое утро, выходя из квартиры, киевлянин Сергей Мовчан натыкается на кучу строительного мусора на лестничной клетке. "Я отношусь к этому с пониманием, но ремонт у соседей длится уже больше года", — говорит он. Еще больше его беспокоит, что соседи годами используют подъезд в качестве склада для старой мебели, — Мовчан опасается, что это может привести к пожару. "Ощущение такое, будто людям абсолютно все равно, что происходит в доме за пределами их квартир", — рассуждает Сергей.
Человек человеку волк
Мнение Мовчана подтверждают результаты ежегодного опроса Института социологии НАН Украины: две трети граждан не ощущают личной ответственности за состояние дел в стране и даже в своем населенном пункте. "Наше общество состоит из разобщенных индивидов, которые не способны на равных взаимодействовать друг с другом", — считает юрист и общественная активистка Татьяна Монтян. По ее мнению, украинцы не обладают навыками создания структур для управления своим общим имуществом — от многоквартирных домов до территориальных общин городов и сел.
Приобрести эти навыки мешает высокий уровень недоверия друг к другу, который социологи фиксируют еще с начала 90-х годов. По данным опросов Института социологии, на протяжении двух последних десятилетий половина граждан неизменно была уверена в том, что не доверять никому — самая безопасная жизненная стратегия. "Украинцы тотально не доверяют друг другу. Обычный гражданин считает всех остальных аморальными, но только не себя лично", — констатирует заместитель директора Института социологии Евгений Головаха.
Взаимное недоверие обуславливает и слабую способность к самоорганизации и совместным действиям. По данным за 2012 год, 80% украинских граждан не являются членами ни одной из общественных организаций за исключением традиционных профсоюзов, куда записывают в принудительном порядке. "Другими словами, наши сограждане предпочитают преодолевать трудности и обустраивать свою жизнь индивидуально, а не совместно с другими", — подчеркивает социолог Центра исследований общества Владимир Ищенко.
В этом убедился Юрий Лебедев, киевский юрист, живущий в панельной девятиэтажке на окраине столицы. Несколько лет назад в доме произошел пожар — в тамбуре, куда выходили двери двух квартир, загорелись сваленные там вещи. "В результате сильно досталось тем двум квартирам, ну и все парадное прокоптило", — вспоминает Лебедев. Но соседи по дому не извлекли из этого случая урока. "Люди у нас живут замкнуто, друг с другом общаются мало, проблемы дома почти не обсуждают, — констатирует Лебедев. — Им комфортнее жить в грязи и с риском возникновения пожара, чем начать говорить друг с другом и стать сообществом".
Коммунальный ликбез
Но есть основания и для оптимизма. По данным опроса Института социологии, каждый четвертый житель страны все же ощущает полную или по крайней мере частичную ответственность за состояние дел в стране. Еще больше — почти треть опрошенных — чувствуют себя в ответе за свой город. Татьяна Монтян эти цифры косвенно подтверждает. "Очень многие люди хотят научиться управлять общим имуществом, например многоквартирными домами, в которых они живут", — утверждает общественница и поясняет: "Надеяться на качественные изменения с тем уровнем знаний в обществе об имущественных правах — наивно". Вместе с единомышленниками из движения "Эффективный собственник" Татьяна проводит лекции и семинары, издает методички о создании ОСМД — объединения совладельцев многоквартирного дома. Полуторачасовые ролики с лекциями Монтян, в которых она рассказывает, как организовать эффективное ОСМД, набирают тысячи просмотров в YouTube. Нынешним летом активистка побывала с лекциями в Ужгороде, Тернополе, Черновцах и Луцке и останавливаться на этом не собирается.
Монтян считает: проблема не только в том, что украинцы не умеют управлять общим имуществом. Даже те, кто пытается, не имеют необходимых юридических инструментов. Подтверждением бесправности ОСМД является ситуация с придомовыми территориями. Сейчас 98% таких территорий в Украине не оформлены в собственность жильцов. А ведь по закону, создав объединение, жители могут оформить площадку перед домом в собственность или пользование.
Однако на практике мало кто смог воспользоваться таким правом. Процедуры в законодательстве не прописаны, а право ОСМД указано нечетко. Активисты уверены: правовые коллизии созданы специально, чтобы совладельцы не получили в собственность площадки возле домов. По данным Гражданской сети "Опора", на данный момент оформлено 994 придомовых территорий, тогда как количество зарегистрированных в стране ОСМД — 18 тыс.
Американская мечта
По мнению Монтян, власти сознательно препятствуют принятию законов, которые могли бы расширить полномочия ОСМД. "Законопроекты уже разработаны, но парламентские лоббисты интересов коммунального бизнеса, этой мафии, бешено сопротивляются их внесению в парламент. Они боятся, что объединения получат реальные, а не номинальные права распоряжаться своей собственностью", — заявляет Монтян.
В 2012 году она перевела с английского на украинский и издала книгу нобелевской лауреатки Элинор Остром "Управление общим". "О книге я узнала из комментария под моей статьей о регулировании проблем общего имущества в украинском законодательстве", — вспоминает Монтян. Как оказалось, работа американской исследовательницы была посвящена схожим вопросам — коллективным действиям и управлению общественными ресурсами.
"Одна из идей Остром заключается в том, что пользователи ресурсов могут управлять ими эффективнее и с меньшими издержками, чем чиновник или администратор", — говорит Монтян. Она уверена, что идеи американки найдут благодатную почву в Украине, и не только в части управления многоквартирными домами. "В принципе, это касается любого общего ресурса, разницы никакой нет. Скажем, доступа к рекам, озерам и морю. У нас, например, невозможно выгнать с пляжа того, кто вопреки закону присвоит его себе", — отмечает активистка.
Южное направление
С этой проблемой на практике столкнулись активисты Гражданского комитета Большой Ялты. "В наше объединение входят жители Южного берега Крыма. Мы добиваемся, чтобы чиновники и депутаты были подотчетны тем, кто их избирал", — поясняет один из активистов комитета Григорий Тараненко. По его словам, территориальная община должна иметь возможность в любой момент прекратить полномочия чиновника или депутата, если его деятельность идет вразрез с интересами жителей.
Свою общественную деятельность Тараненко начал восемь лет назад — боролся против незаконной застройки Ялты. "В городе уничтожаются и застраиваются парки, скверы, придомовые территории, отчуждаются и огораживаются пляжи, распродана почти вся ялтинская набережная. Ликвидируются городские коммунальные учреждения: больницы, санатории, школы, рынки, киностудии, кинотеатры", — перечисляет Тараненко. По его словам, городская коммунальная земля и недвижимость, изначально принадлежащая всем жителям Ялты, втихаря уплывает к чиновникам. "Понятно, это вызывает возмущение, и к нам многие присоединяются", — говорит Тараненко.
Одно из успешных направлений деятельности Гражданского комитета — демонтаж незаконных заграждений на пляжах. Инициированная активистами борьба с захватом морских пляжей получила такой резонанс, что к ней вынуждены были присоединиться и сами власти. В начале 2013 года председатель Совмина Крыма Анатолий Могилев провел показательную акцию: лично уселся за руль экскаватора, чтобы снести незаконно установленный забор на пляже Ялты. Еще одна история связана с попытками застройщиков демонтировать фонтан "Купальщица" на ялтинской набережной. Прошлой зимой общественники собрали полутысячный митинг в защиту памятника.
Десятки акций протеста, организованных Гражданским комитетом, привели к тому, что активисты движения стали известны далеко за пределами города. На внеочередных выборах мэра Ялты в июне 2013 года Тараненко занял второе место. "Мы не связаны ни с властью, ни с оппозицией, но снизу выстраиваем то, что называется гражданским обществом", — поясняет активист. Он уверен, что только сами граждане могут отстаивать и создавать для себя комфортную среду обитания. "Либо заставлять заниматься этим тех, кому это предписано законом", — поясняет Тараненко. Он верит, что пришло время для самоорганизации населения, ведь коррупция властей происходит с позволения граждан.
Восемь шагов к самоорганизации
Принципы эффективного самоуправления по Элинор Остром
Четкие правила
Распределение ресурсов должно подчиняться понятным для всех участников правилам. Это позволяет сохранить стабильность общих ресурсов.
Коллективный выбор
Те, кого касаются правила, должны принимать участие в их изменении. Это позволяет лучше приспосабливаться к изменениям.
Мониторинг
Лица, которые осуществляют контроль над соблюдением правил и использованием ресурсов, должны быть подотчетны.
Наказания и санкции
Нарушители правил должны нести наказание в зависимости от серьезности и обстоятельств проступка.
Механизмы разрешения конфликтов
Участники сообщества должны иметь доступ к быстрым и дешевым методам разрешения противоречий, таким как совещание по Skype.
Признание
Вышестоящие органы власти должны признавать право сообщества на самоорганизацию.
Институции-матрешки
Децентрализация структур управления. Решения принимают и выполняют те, кого они непосредственно касаются.
Источник: книга Элинор Остром "Управление общим"
Виталий Атанасов, Фокус