Разделы
Материалы

Мама на работе: с какого возраста можно оставлять малыша под присмотром других людей

Делает ли мать плохо своему нежному дитя, когда стремится пойти работать, только оправившись от родов?

Три года декретного отпуска, положенные законом нашим женщинам после рождения ребенка, дома отсиживают далеко не все. Может, и вопреки желанию, может – по насущной надобности, но молодые матери выходят на работу.

150 евро ежемесячно – такой премией в Германии с 2013 г. планируют награждать семьи, взявшиеся самостоятельно, без помощи дошкольных учреждений, то есть дома, воспитывать ребенка до трехлетнего возраста. Дело в том, что деловитые немцы повадились отдавать детей в ясли пораньше, а это, как опасаются психологи, чревато потерей связи мать – дитя. Впрочем, в Германии всего 13,5% детей в возрасте от года до трех лет ходят в детсады. У нас, по данным Госкомстата, 15% детей от нескольких месяцев до 2 лет числятся в воспитанниках яслей. А от 3 до 6 – таких 60%. Причем детсадов в Украине катастрофически не хватает, поэтому некоторые предусмотрительные мамаши бронируют места в группах еще до родов.

Всем сосать
Большинство граждан, родившихся в СССР в 50–60-е годы, объединяет то, что все они вкушали материнское молоко в одно и то же время суток (разумеется, с учетом часовых поясов). В период бурного строительства социализма руководство страны полагало, что трех месяцев декрета более чем достаточно. Сотни тысяч женщин, перекусывающих на ходу булками с кефиром, неслись в дет­сады, чтобы покормить своих чад.

Современные психологи утверждают: младенец уже с трех месяцев отличает своих – маму, папу, бабушку, дедушку. И ранний разрыв с матерью негативно сказывается на его психике. Основоположник дошкольной дидактики Ян Амос Каменский в ХVII веке писал, что до 5 лет самая лучшая школа – материнская. И предостерегал матерей от того, чтобы они отдавали своих младенцев кормилицам: якобы те вместе с молоком передают и свои черты. Это, конечно, неправда. С молоком характер не передается, но вот с кем малыш рядом – очень важно. О том, что ребенок перенимает модель поведения того, кто постоянно находится возле него, этот педагог тоже писал. Такое явление называется импринтингом (впечатывание). Нынешний темп жизни ускорен: если раньше личность человека формировалась до пяти лет, то сейчас, как утверждает японский педагог Масару Ибука, уже после трех поздно что-либо менять.

Есть контакт!
С тем, что идеальный возраст для детского сада 3 года, согласно большинство специалистов. Ведь так называемая матрица – отношение к миру, которое исходит от семьи, к этому периоду уже сформирована. Методист киевского детского сада №743 Марина Белоносова полагает, что с ребенком надо сидеть до 3 лет, потому что так малышу психологически комфортнее. По ее словам, у годовалых или двухлетних детей еще плохо с координацией, а разница в восемь-девять месяцев в таком возрасте очень заметна, и в случае возможной потасовки может привести к неприятным результатам.

Директор столичного сада №528 Нина Бондаренко говорит, что ребенка можно отдавать в детсад уже в год и три месяца, поскольку малыш к этому сроку уверенно стоит на ножках и лучше привыкает к детскому коллективу, чем в полтора года, когда он сильнее привязан к матери.

Но психологи утверждают, что малыша не стоит отдавать в сад ни в год, ни в два.

– Эмоциональная сфера развивается раньше интеллектуальной, – рассказывает заместитель директора Института развития ребенка Анна Беленькая. – И ее позитивное развитие возможно только тогда, когда существует постоянный контакт мамы с младенцем. До двух лет тактильный контакт нужен как воздух. Воспитатель не в состоянии его обеспечить, и эмоциональная сфера малыша будет нарушена. Эти дети в будущем будут пренебрегать родителями. Японки носят отпрысков на спине для того, чтобы ни на секунду с ними не разлучаться, и это правильно. И то, чему нас учили в советские времена – мол, если ребенок не голоден, не мокрый и не кричит, то не берите его на руки, иначе избалуете, – полнейший абсурд!

Если все-таки необходимо выйти на работу, то лучше всего маму заменит бабушка – кровно преданный ребенку человек. Няня – тоже выход, но только если она квалифицированна и интеллигентна. Ее услуги будут стоить не меньше $500 в месяц. Удар по психике малыша, оставленного дома без матери, можно и нужно смягчать. Считается, что если в течение 15 минут перед сном, когда малыш наиболее восприимчив, мама поболтает с ним немного о своих делах, прерванный эмоциональный контакт частично восстановится.

Психоглупости
Современная мать сидеть дома не желает. Многие выходят на работу, едва младенцу исполнится пару месяцев. Руководитель PR-департамента "Нового канала" Ольга Балабан, мать двоих маленьких детей, фактически родила их без отрыва от производства:

– Пока была беременна младшим Мишей, – говорит Ольга, – до последнего дня ходила на работу, а спустя десять дней после родов вновь появилась в офисе, не могла подвести коллектив. Со старшей дочкой Катей сидела пять месяцев, но с самого начала очень серьезно занималась ее развитием. И когда она пошла в детсад, воспитатели сказали мне спасибо, более подготовленного ребенка у них на тот момент не было. Я намного больше даю детям, когда работаю. А если стану сидеть дома, то, честно говоря, через три недели буду просто ухаживать за ними и перестану заниматься их развитием.

Алина Данильченко родила Дашу, когда была студенткой 5-го курса. Сейчас девочке полтора года. Молодая мама говорит, что собирается сидеть с дочерью до двух лет, хотя материальные условия позволяют ей оставаться дома дольше:

– Я сама по себе человек активный и сидеть дома не хочу. Хотя не знаю, удастся ли найти работу в связи с экономическим кризисом. Но если что, в детсад отдавать не буду, найму няню, потому что за дочкой нужен индивидуальный уход. Как я объясню в садике, что Даша суп с капустой не ест? К тому же сейчас в группах по двадцать-тридцать человек, и одна воспитательница не уследит за всеми.

По мнению известного украинского педиатра Евгения Комаровского, написавшего несколько книг в помощь родителям, если у молодой матери есть возможность не ходить на работу, то пусть не ходит. Как сказал врач Фокусу, ребенок в любом возрасте получает травму при первом столкновении с обществом. Но разговоры о стрессах для грудничков и годовалых младенцев сильно преувеличены. Беда в том, полагает г-н Комаровский, что как только женщина становится матерью, ее тут же принимаются запугивать.

– Если маме полуторамесячного младенца необходимо выйти на работу, – рассуждает врач, – то надо не причитать, а посоветовать ей, как организовать уход за ребенком. Нельзя осуждать женщину и формулировать у нее чувство собственной неполноценности. Иногда мне кажется, будто материнство парадоксально отбивает у людей элементарный здравый смысл. Психологи утверждают, что они знают, о чем думает пятимесячный ребенок, а мы, развесив уши, им верим. Все это глупости. Я считаю, что нельзя сделать ребенка счастливым, если несчастна его мама. Если перед женщиной открывается потрясающая карьера и она хочет стать не биологической самкой, а полноценным членом общества, то пусть не слушает психологов, а делает карьеру. Материнство должно быть в первую очередь счастьем, а не самопожертвованием.

Идеальных ситуаций в нашей жизни не существует. Но и в садике, и дома, как уверяет Евгений Комаровский, можно вырастить здорового, умного, замечательного человека. Главное – понять, что, сделав так или по-другому, никто не становится врагом своему ребенку.