4 декабря в кинопрокат вышли сразу два отечественных фильма. Для нашего вялотекущего кинопроизводства это большой прогресс
Нынешний год оказался довольно успешным для украинского кино: в прокате шли пять фильмов. Правда, судя по кассовым сборам, поклонников у них оказалось не так уж много. Лучшие результаты были у картины "Сафо". При бюджете в $6 млн. эта мелодрама с элементами эротики собрала в украинском прокате $1,5 млн.
"Это самые большие сборы за всю историю украинского кино, – доволен результатами продюсер картины Артур Новиков. – Мы продали "Сафо" большому американскому дистрибьютору, "Интер" купил право на телепоказ. Мы почти вернули инвестиции, и вернем до конца, а когда фильм начнет продаваться в Америке, то, возможно, получим прибыль".
Швейк подождет
4 декабря в отечественных кинотеатрах должно было появиться новое детище Новикова – мультфильм "Похождения бравого солдата Швейка". Однако премьеру пришлось отложить до следующего года. "Это связано в первую очередь с кризисом, – объясняет продюсер. – А во-вторых, его озвучивают известные русские актеры для российского рынка. Мы хотим переозвучить и выпустить одновременно и на украинский, и на российский рынок".
Сейчас производственный бюджет "Швейка" составляет $3 млн. А вот прогнозировать кассу, которую он соберет, продюсер пока не берется. "Дистрибьютор у нас уже есть, но все зависит от того, как нас примут, будут ли детские каникулы, какое мы время выберем, – говорит он, но при этом уверенно заявляет: – Мы планируем собрать на украинском рынке не меньше, чем собрал "Сафо", – больше миллиона долларов".
Продюсер вообще полон оптимизма. Он убежден: "Украинское кинопроизводство развивается позитивно". Среди новых проектов его киностудии "Ялта-фильм" картина "Луна Луна" с участием Елизаветы Боярской и Константина Крюкова. В феврале планируется визит в Крым американской команды для съемок фильма с Вэлом Килмером в главной роли. А до этого, в январе, приедет большая французская компания для съемок ленты "Неандерталец".
"Оскар"! "Оскар"!
Менее радужно описывает ситуацию продюсер Юрий Бутусов. "Сейчас в Украине свернуто примерно 80% кино- и телепроектов, а главное – приостановлено рассмотрение инвестиционных проектов на будущее, – оценивает он последствия кризиса. – А полнометражное кино в Украине – это редкость, исключение из правил. У нас вообще нет широкомасштабного кинопроизводства".
Впрочем, Юрий Бутусов возлагает большие надежды на психологический триллер "Иллюзия страха", в котором он выступил в качестве креативного продюсера и соавтора сценария. Лента, снятая по одноименной книге Александра Турчинова, – одна из двух, вышедших в прокат 4 декабря.
Предсказывать ее кассовую судьбу продюсер пока не решается. "Политик идет на выборы, и его спрашивают: скажи, сколько ты наберешь голосов? Вот это вопрос примерно из той же оперы: скажи, сколько будет зрителей? Я не хочу создавать эффект завышенных ожиданий", – говорит он. К тому же, уточняет продюсер, украинский прокат в структуре окупаемости картины занимает только одну из позиций. Значение имеют также прокат за рубежом и продажа видео- и телевизионных прав в Украине и за границей. Все эти позиции в сумме позволят "Иллюзии страха" выйти на самоокупаемость, уверен Юрий Бутусов.
Заявки на успех у фильма есть, и очень неплохие. Над "Иллюзией страха" работала сильная команда: один из самых перспективных отечественных режиссеров Александр Кириенко ("Инди"), лучший оператор СНГ Сергей Михальчук (приз за лучшую операторскую работу на фестивале в Сан-Себастьяне-2002 за ленту "Любовник" Валерия Тодоровского), российские звезды Андрей Панин, Алена Бабенко, Сергей Гармаш и другие. Пристойный бюджет в $500 тыс. обеспечил хорошие декорации, технику и качественную картинку на экране. Киноадаптация позволила убрать из истории лишние проповеднические нотки, которыми злоупотребил литературный первоисточник.
Рекламным трюком стало выдвижение фильма на "Оскар". Правда, по правилам Американской киноакадемии, изображение узнаваемой золотой статуэтки в рекламных целях может использовать или победитель, или фактический номинант, то есть пять-шесть фильмов, названных на церемонии. На постерах "Иллюзии страха" статуэтка есть уже сейчас. "Если фильм принял к рассмотрению оскаровский комитет, значит, он уже является номинантом на "Оскар", – объясняет Юрий Бутусов.
В целом рекламная кампания у картины довольно скромная: постеры в кинотеатрах, и все. Имя автора книги, соавтора сценария
и генерального продюсера проекта Александра Турчинова почти не фигурирует. "Проект не имиджевый, – аргументирует Юрий Бутусов.– Если бы было иначе, мы бы уже всю Украину заклеили билбордами с фотографиями Турчинова. А так у Александра Валентиновича очень прагматичный подход, он говорит: ребята, снимайте это кино как кинопроект, не делайте из этого политики".
Торговля без двигателя
Каждый игрок кинопрокатного рынка знает: на первой неделе проката не бывает плохих фильмов, бывает плохая рекламная кампания. Однако этот постулат используют на деле не все. К примеру, режиссерская работа Ильи Ноябрева "13 месяцев" пострадала как раз из-за отсутствия рекламы. В ленте с неплохим коммерческим потенциалом снялись Гоша Куценко и Евгений Гришковец. Звезды вполне могли бы привлечь зрителей, если бы те знали, куда идти. Фильм прошел тихо и при бюджете в $2 млн., по оценкам экспертов, вряд ли собрал больше $400 тыс.
Также почти без рекламы и довольно скромно прошли две исторические ленты "Богдан-Зиновий Хмельницкий" и "Владыка Андрей". Первую показывали в 22 залах на одном-двух дневных сеансах, она собрала 49,2 тыс. грн. Заслуженный и именитый Николай Мащенко работал над эпическим полотном о Хмельницком семь лет. Съемки то и дело приостанавливались из-за перебоев с госфинансированием, режиссер несколько раз перемонтировал фильм.
В итоге из задуманных четырех часов остались два, что сказалось на качестве картины. Повествование в "Хмельницком" получилось бессвязным, персонажи – экспрессивными до истеричности. А батальные сцены с неубедительной пиротехникой и актерами массовки, которые забывали о том, что "убиты", и вздрагивали от взрывов или по-пластунски выползали из кадра, – довольно беспомощными. Желающих обновить свое знание истории с помощью картины набралось менее трех тысяч.
Значительно успешнее прошел "Владыка Андрей". Историю о жизни греко-католического священника Андрея Шептицкого, которую режиссер Олесь Янчук снимал тоже около семи лет и сделал очень похожей на телеспектакль, посмотрели 12,7 тыс. человек. Особым спросом она пользовалась в Западной Украине, да и в Киеве было довольно много рекламных постеров. В результате "Владыка Андрей" собрал почти 175,5 тыс. грн.
Гораздо лучше показал себя фильм Александра Шапиро "Съем". Правда, сделанное с помощью трех скрытых камер, без сценария и с непрофессиональными актерами из числа киевских тусовщиков произведение сложно назвать фильмом, зато такие методы позволили сильно сэкономить на бюджете. В итоге с 6 ноября "Съем" крутили в двух кинотеатрах с DVD, хоть и без масштабной рекламы, но при регулярных аншлагах. По оценке Руслана Товкуна, генерального директора прокатной компании "Авангардфильм", картина собрала более 60 тыс. грн.
Несмотря на успешный прокат "Съема", премьеру еще одной работы Шапиро под названием "Кастинг" перенесли с 4 декабря на конец января – начало февраля следующего года. "Мы посчитали, что многовато будет Александра Шапиро: каждый месяц по фильму, зритель может запутаться. Поэтому решили их немного развести", – говорит Руслан Товкун.
Сказочный прикол
Второй украинской картиной, стартовавшей 4 декабря, стал фильм Романа Ширмана "Прикольная сказка". Над лентой создатели работали также довольно долго. Генеральный продюсер Елена Фетисова рассказывает, что первая версия литературного сценария попала в ее руки еще в 2001 году. Затем до 2006 года длился подготовительный период: поиск режиссера, доработка сценария, решение проблемы с финансированием, выбор места съемок, подбор актеров, разработка костюмов и декораций.
Долго длились и сами съемки, которые проходили в Эстонии. Сказочный сюжет о любви принца и принцессы из враждебных королевств разворачивается в красивом замке. "Скромный бюджет фильма не позволял построить соответствующие декорации, чтобы они не смотрелись жалко, как это часто бывает, – рассказывает Елена Фетисова. – А замков в хорошем состоянии мы в Украине не нашли".
В главных ролях снялись Борис Барский и Георгий Делиев, в эпизодах участвует Святослав Вакарчук, несколько его песен звучат в фильме. Сюжет хоть и сказочный, но каждый найдет что-то для себя, уверена Елена Фетисова. "Наш фильм могут смотреть все – от 7 до 87 лет, каждый найдет для себя смешное, интересное и веселое. Роман Ширман – режиссер многослойный, и юмор у него очень тонкий", – говорит она.
И проблема та же – маленький рекламный бюджет. "Это копейки, о которых даже страшно говорить", – отмечает Елена Фетисова. Об особой прибыли речи тоже не идет. "Мы выходим в прокат по Украине 26-ю копиями, это не очень много, но для украинского кино не так мало. Фильм разобрали все ведущие сети кинотеатров. По крайней мере, картину увидят – это для нас важно в данной ситуации. Было бы классно, если бы мы смогли что-то заработать, эти деньги пошли бы на развитие украинского кинематографа", – озвучивает генеральный продюсер принцип, по которому работают почти все создатели отечественного кино.
Украинские кинопремьеры (фото)