Главная птичка минувшего года и ядерная кнопка во влагалище девственницы — в книжном обзоре Юрия Володарского
Громкий успех "Щегла" Донны Тартт резко увеличил доходы гаагской Королевской галереи Маурицхейс.
Майкл Каннингем в "Снежной королеве" обращается к своим традиционным темам: однополые отношения, наркозависимость, экзистенциальные страдания, холод небытия.
Переведен на русский "Спортивный журналист", первый роман тетралогии Ричарда Форда о Фрэнке Баскомбе; без наркомании и гомосексуализма не обошлось и тут.
Андрей Волос снова экспериментирует с жанрами — "Из жизни одноглавого" это сатира и немножко сказка.
В сборнике фантастико-философских рассказов Ярослава Мельника "Чому я не втомлююся жити" главной темой является Бог.
Донна Тартт "Щегол" (АСТ, Corpus, 2014)
Кто: американская писательница, издающая по одному роману в десять лет. Редко, но метко: все три стали бестселлерами. Тартт считают одной из главных фигур современной литературы, журнал Time включил ее в список 100 самых влиятельных людей мира.
Что: в 2014-м "Щегол" принес Тартт Пулитцеровскую премию и был назван книгой года по версии Amazon.com.
О чем: 13-летний Тео отправляется с мамой в музей Метрополитен на выставку голландской живописи. Тут вдруг ослепительная вспышка, жуткий грохот, клубы дыма, умирающий старик сует в руку перстень, бормочет "Хобарт и Блэквелл", объясняет, что надо звонить в зеленый звонок, и велит забрать с собой валяющуюся среди обломков картину Карела Фабрициуса "Щегол". Дальше тоже нескучно: подростковый алкоголизм на окраине Лас-Вегаса, антикварные авантюры в Нью-Йорке, русско-украинская мафия в Амстердаме, любовь к одной, помолвка с другой, сумасшедшие сюжетные выверты и дивный финал, в котором формальный почти хеппи-энд соседствует с мрачными сентенциями о том, что жизнь это никакой не божий дар, а натуральная катастрофа.
Как: с неослабевающей интригой, колоритными персонажами, основательной культурной подкладкой, диккенсовским очарованием, эффектной драматургией, неординарной идеологией, множеством других больших и малых достоинств, принесших "Щеглу" симпатии критиков и читателей. Любопытное свидетельство успеха — выросшая в разы посещаемость галереи Маурицхейс в Гааге. Именно там в целости и сохранности содержится шедевр Фабрициуса, ставший центром притяжения романа Тартт и давший ему свое пернатое название.
Майкл Каннингем "Снежная королева"
("Фантом Пресс", 2014)
Кто: американский прозаик, более всего известный благодаря роману "Часы", отмеченному Пулитцеровской премией и экранизированному Стивеном Долдри.
Что: шестая книга писателя. Не самая выдающаяся, но, возможно, самая характерная — в ней присутствует большинство тем, которым были посвящены предыдущие пять.
О чем: в центре романа типичный каннингемовский треугольник, правда, на этот раз не любовный. Баррету 38, он гомосексуалист и неудачник, подавал большие надежды и ничего не добился, все возлюбленные его почему-то бросают.
Старший брат Баррета Тайлер — тоже не самый успешный в Нью-Йорке парень, а еще он сидит на кокаине и никак не соскочит. У жены Тайлера, Бет, четвертая стадия рака, и она скоро умрет.
Как: Каннингем — специалист по тихим незаметным движениям души, он фиксирует их, как самый чуткий сейсмограф. "Снежная королева" — книга печальная, она мало того что о смерти, так еще и о жизни, которая смотрит на эту смерть во все глаза и не слишком в сравнении со смертью выигрывает.
Ричард Форд "Спортивный журналист"
("Фантом Пресс", 2014)
Кто: третий американец и третий Пулитцеровский лауреат в этом обзоре. Главную литературную премию США Форд получил в 1995-м за роман "День независимости", вторую книгу тетралогии о Фрэнке Баскомбе.
Что: роман 1986 года, первое появление Баскомба в творчестве Форда. В "Спортивном журналисте" герою 38 (надо же, и тут совпадение), и у него что-то вроде кризиса среднего возраста.
О чем: Баскомб в разводе со все еще любимой женой, с двумя детьми видится гораздо реже, чем хотелось бы, смерть третьего все еще не пережил, любовница его не любит, работа (см. название) у него в общем-то вполне пристойная, но статус молодого талантливого писателя, который Баскомб имел полтора десятка лет назад, был несравненно приятней.
Как: Форд, как и Каннингем, изрядный душевед, специалист по всякого рода меланхолии и знаток сложных психологических состояний. У Баскомба сложностей выше крыши, а значит, нужно все бросить и резко изменить свою жизнь. Или хотя бы чуть-чуть измениться самому.
Андрей Волос "Из жизни одноглавого: Роман с попугаем" (ОГИ, 2014)
Кто: автор таких разных книг, как реалистический роман в рассказах "Хуррамабад", антиутопия "Маскавская Мекка", исторический байопик "Возвращение в Панджруд", дилогия о давнем и недавнем советском прошлом ("Победитель", "Предатель").
Что: небольшой роман, скорее даже повесть, написанная в паузе между более масштабными проектами.
О чем: классический российский, теперь можно сказать, левиафановский сюжет о том, как коррумпированная власть, большой бизнес и всемогущие спецслужбы отжимают у маленьких людей что-то родное и любимое. В этом случае, старенькую библиотеку, на месте которой собираются строить торгово-развлекательный центр.
Как: рассказчиком выступает попугай с жидобандеровским именем Соломон Богданович, и это сразу же придает книге Волоса черты волшебной сказки. Сказка вышла не слишком оптимистическая: получается, что с беспределом российской власти, кроме отважных птичек, бороться никто не в состоянии.
Ярослав Мельник "Чому я не втомлююся жити" ("Пирамида", 2014)
Кто: украинец, живущий между Литвой и Францией, пишущий на нескольких языках, три года назад вернувшийся в отечественную литературу после двадцатилетнего перерыва.
Что: сборник рассказов — гротескных, мистических, фантасмагорических.
О чем: большинство текстов книги объединяет тяга автора к экзотическому и сверхъестественному, философская направленность, богоборчество и напряженные духовные поиски. Иногда слишком уж напряженные: патетики и серьезности в сборнике Мельника через край.
Как: к примеру, в первом же рассказе книги ("Болеро") герой, мечтающий уничтожить мир, знакомится с дочерью какого-то очень крутого, с большой буквы Президента и, вступая с ней в интимные отношения, узнает, что красная кнопка ядерного взрыва, который разнесет на куски всю планету, спрятана у девушки в том самом месте, о котором вы сейчас подумали.
Конечно, можно говорить об удивительной идее, об оригинальной находке, о смелом образе, но, честно говоря, хочется ржать.