Разделы
Материалы

Увидеть копа и умереть. Какой урок вынесли США из погромов в Балтиморе

Леонид Швец
Фото: АР

Смерть Фредди Грея, чернокожего парня, смертельно травмированного после полицейского ареста в Балтиморе, наконец заставила заметить полицейский произвол

Мэр Балтимора Стэфани Роулингс-Блейк приказала отменить комендантский час: после того, как похороны Фредди Грея спровоцировали в городе бунт, улицы здесь патрулируют национальные гвардейцы. Решение об открытии уголовного дела в отношении шестерых полицейских моментально разрядило социальную напряженность. Теперь городу, штату Мэриленд и стране предстоит вынести урок из происшедшего.

Не довезли

Беда случилась утром 12 апреля. 25-летний Фредди Грей увидел полицейский велосипедный патруль из троих человек и попытался скрыться. Полицейские быстро догнали подозрительно ведущего себя парня и, положив на землю, надели наручники. Грей пожаловался, что ему нечем дышать, и попросил ингалятор. На его просьбу не обратили внимания. У задержанного изъяли складной нож, ношение которого не запрещено законами штата, но обвинили во владении ножом с выкидным лезвием.

Дождавшись фургона для транспортировки арестованного, его поместили туда, не пристегнув ремнями безопасности, как того требует инструкция. Через некоторое время полицейские остановили машину, чтобы связать Грею ноги. После этого его просто положили на пол фургона. За время поездки фургон еще не раз останавливался. Фредди Грей жаловался, что задыхается и просил оказать медицинскую помощь, но полицейские не обращали на его просьбы внимания. Машина сделала крюк, чтобы забрать еще одного арестованного, и когда остановилась на этот раз, Грей уже лежал, не отвечая на обращения к нему.

Через сорок минут после задержания полицейский фургон прибыл в полицейский участок Западного района. Грея обнаружили без сознания и признаков дыхания. Его срочно доставили в медицинский центр, где смогли реанимировать, но спустя неделю он скончался, так и не приходя в сознание. Причина: смертельная травма шейного отдела позвоночника.

Бунт

Практически всегда, когда действия полицейских приводят к смерти черного парня, поднимается волна расовой солидарности. Но Балтимор — совсем другой случай

Похороны Фредди Грея 27 апреля переросли в массовые беспорядки. Полицейский произвол не первый раз служит поводом для молодежи выпустить пар, погромив витрины и ограбив магазины. Надо отдать должное жителям Балтимора — многие из них вышли на улицы, чтобы воспрепятствовать хаосу и насилию. На всю страну прославилась Троя Грэм, подзатыльниками прогнав с улицы своего сына, который присоединился к вандалам, — это сняли камеры одного из национальных каналов.

Между тем акции протеста прошли во многих городах США. На ситуацию вынужден был отреагировать президент Обама, призвав найти в этом трагическом деле правду. Губернатор штата Мэриленд ввел в Балтиморе, столице штата, комендантский час с 22 до 5 часов. Две с лишним тысячи бойцов Национальной гвардии приступили к патрулированию.

Все это напоминало волнения в августе прошлого года, вызванные смертью 18-летнего чернокожего Майкла Брауна, которого в Фергюсоне, штат Миссури, застрелил белый полицейский. Тогда тоже резонансом отозвались другие города Америки. Но в случае с Балтимором имеется разница. Существенная разница.

Расизм ни при чем

Практически всегда, когда действия полицейских приводят к смерти черного парня, поднимается волна расовой солидарности. Так было и в преимущественно белом Фергюсоне. Но Балтимор — совсем другой случай. Тут и мэр, и полицейский комиссар, и большинство жителей как раз не белые. Более того, среди шестерых полицейских офицеров, которым выдвинуто обвинение, трое — одной расы с жертвой, включая сержанта Алисию Уайт. И в том, что такое обвинение было выдвинуто быстро и решительно, — заслуга прокурора штата Мэрилин Мосби, тоже темнокожей.

С 2011-го по 2014-й жертвам жестокого обращения со стороны полицейских выплачено $5,7 млн

Мосби пока не нашла признаков избиения Грея, но указала на незаконность ареста. Хотя у парня внушительная криминальная история, в этом случае предъявить ему было нечего. Причину гибели она видит в том, что арестованный смертельно травмировался во время перевозки, не будучи зафиксированным ремнями безопасности: он не сидел, как положено, на лавке, а катался по полу полицейского фургона. Просьбы об оказании помощи были преступно проигнорированы.

О своем решении привлечь к уголовной ответственности полицейских прокурор Мосби сообщила, стоя на ступенях военного мемориала в центре Балтимора. Это переключило настроение в городе почти мгновенно: ощущение торжества справедливости вызвало радостное оживление. Оказывается, так бывает. Впрочем, суд еще впереди.

Опасный Мэриленд

Произошедшее заставило внимательнее присмотреться к деятельности местной полиции, и увиденное неприятно поразило.

С 2011-го по 2014-й жертвам жестокого обращения со стороны полицейских выплачено $5,7 млн. За последние четыре года больше ста человек выиграли суды или добились удовлетворения своих исков в несудебном порядке из-за нарушения полицией их гражданских прав или чрезмерного насилия. При этом за тот же период полиция Мэриленда причиняла "оправданную смерть" чаще, чем иные штаты с вдвое большим населением. 41% погибших не были вооружены. Обвинения полицейским были предъявлены лишь в 2% случаев гибели гражданских лиц.

Очевидно, что такая ситуация не может быть признана нормальной, и сейчас началось активное обсуждение необходимых законодательных изменений. Фредди Грей заплатил за грядущие перемены самую высокую цену.