Не нужно делать лучший в мире самолет или вертолет. Нужно делать то, в чем нуждается рынок, убежден украинец Александр Шостак, создатель персонального трехместного вертолета «Скаут»
Капсула для спасения при авиакатастрофе, препарат для обеззараживания воды и персональный трехместный вертолет. Вот, что занимало умы украинских изобретателей в последние годы. И еще вопрос: как и где, кроме чертежей на бумаге, могут существовать их изобретения. Фокус расспросил украинских Эдисонов и Кулибиных о том, как выглядят настоящие озарения и почему путь от крика "Эврика!" до реализации проекта приходится проходить в одиночку.
Александр Шостак, руководитель проекта НТК "Горизонт", придумал персональный трехместный вертолет "Скаут".
Я ни разу не просыпался с мыслью:"Чем бы заняться сегодня? Неплохо было бы создать вертолет". Просто я с детства увлекался авиацией, и мне всегда казалось, что и других людей привлекает полет.
Я математик по образованию, мое предприятие занималось телекоммуникациями, в какой-то момент мы как раз закончили большой проект, выгодно его продали и думали, куда инвестировать дальше. Так и появилась идея попробовать себя в авиации.
Первый опыт был неудачным. Пришел человек, которого я воспринимал как гения. Он сказал: "Я знаю, как построить лучший в мире самолет. Только нужно немного денег". Я согласился. Как можно отказать самородку? Не требовал никаких бизнес-планов, не исследовал рынок и не задавался вопросом, кто будет покупать наш продукт. Я думал: раз он лучший в мире, конечно, его будут покупать.
Когда человек начал воплощать свои планы в жизнь, я понял, что эти проекты морально устарели и никому не нужны. Помните мультик про черепаху? Она собиралась выйти на улицу, посмотрела в окно и увидела, что идет снег. Пока надевала шубу и калоши, наступила весна. Так и мы со своим устаревшим самолетом.
Тот проект мы свернули, и я подумал: не нужно делать лучший в мире самолет или вертолет. Нужно делать то, в чем нуждается рынок. В итоге выбрал вертолет для персонального использования. На этом рынке мало компаний, и все они выпускают нечто плачевное – двухместные вертолеты с устаревшей конструкцией, тесной кабиной, низким уровнем безопасности и скорости полета.
Для меня вертолет интереснее самолета, потому что он дает ощущение полной свободы. Вы не привязаны к аэродрому. Если вам что-то понравится на земле, можно приземлиться, посмотреть и лететь дальше. С самолетом так не выйдет. Еще один момент: работать над созданием вертолета гораздо увлекательнее. В его строении много индивидуальных деталей, которые нельзя купить у производителей, и приходится проектировать самим. Это и несущий винт, и вся трансмиссия.
С начала проектирования до того момента, как машина поднялась в воздух, прошло два с половиной года. За это время мы сделали несколько моделей и выбрали лучшую из них. В итоге у нас получился трехместный вертолет с удобным салоном, стильным дизайном, хорошим обзором и самыми высокими летными характеристиками в этом сегменте.
Не могу сказать, что в этом проекте для меня важны деньги, но коммерческий успех станет показателем того, что все получилось. Только в этом случае я смогу сказать: "Да, мы сделали классную вещь". У нас уже есть первый заказ на две машины – весной отправим их в США. Есть подписанные контракты с людьми из Украины. Их немного, но они есть.
Уже имеются идеи по другим вертолетам, по их эксплуатации. Например, можно сделать вертолетное такси. Когда "Скаут" еще был в разработке, я думал организовать недорогие полеты на нем на Ай-Петри и обратно. Теперь вариант с Крымом, конечно, отпал. Но есть же Карпаты. Думаю, мы займемся этим, когда закончится война.