Разделы
Материалы

Без скандалов. Как проходит ВНО и зачем вводить обязательное тестирование по английскому

Тамара Балаева
Фото: krapka.org

Фокус узнал, в каких регионах Украины хуже всего сдают тесты, с кем нужно договориться, чтобы списать, и почему сдавать английский страшно, но нужно

В Украине заканчивается внешнее независимое тестирование выпускников школ. Во время этой кампании почти не было скандалов. Единственное громкое событие — в мае абитуриенты и их родители обратились в Украинский центр оценивания качества образования (УЦОКО) по поводу одного из вопросов в тестах по истории Украины, который касался знания фактов, связанных с АТО. В УЦОКО рассмотрели претензии и признали вызвавший споры вопрос корректным.

О том, как в этом году проходит тестирование, Фокус поговорил с экспертом ВНО, директором Овидиопольской гимназии (Одесская область), создателем портала "Освіта онлайн" Сергеем Колебошиным.

— Пока об официальных результатах говорить рано. 17 июня дети будут сдавать последний экзамен — химию. Предварительно могу сказать о своем предмете — физике. Вопросов, на которые выпускники не смогли бы дать ответы, не было. Задания были даже чуть проще, чем в прошлом году. То же говорят и эксперты по математике. Да, я наблюдал дискуссию по поводу некоторых спорных заданий по истории. Но и здесь нет такого, как в прошлом году, когда был скандал с двумя вопросами по украинскому языку, на которые не было однозначных ответов, и в итоге всем детям их засчитали, как правильные.

Какие особенности ВНО, если сравнивать с прошлыми годами?

— В прошлом году появилось новшество: ВНО по украинскому языку дети сдавали еще в мае вместе с государственной итоговой аттестацией. В этом году так же сделали с историей и математикой. Оценки по этим предметам по таблице пересчета войдут и в аттестаты. За счет новшества исчезло много липовых медалистов. Они просто не смогли подтвердить свои баллы на ВНО.

Кроме того, в 2016-м планировали ввести обязательное тестирование по английскому языку, но в конце осени прошлого года решили не делать этого. Нужно было организовать аудирование, обеспечить все школы колонками и ноутбуками. От этой идеи отказались, но в апреле в некоторых школах провели апробационное ВНО по английскому. Несмотря на то, что многие говорили: "Ой, это ужас! Все напишут плохо!", все прошло нормально. А вообще, я считаю, что гораздо лучше год-два-три получить по носу и понять, что у нас не изучение языков, а профанация, и начать что-то делать. У нас ведь нет объективной картины. Все понимают, что люди в стране не владеют английским, но среза, который могло бы дать ВНО, нет.

"Сколько бы в вузах ни говорили, что коррупции нет, понятно, что это только красивые слова на телекамеру"

Я считаю, что лучше посмотреть проблеме в лицо. Без английского в современном мире ты обрезаешь себе 70% возможностей, если не больше. Поэтому я за то, чтобы он был обязательным.

Если английский станет обязательным предметом ВНО, у тех детей, которые плохо его сдадут, будет меньше шансов поступить в вуз?

— Необязательно. На первых этапах нужно сознательно выставить очень низкий минимальный пороговый балл — на уровне 105. Поверьте, можно даже наугад больше набрать. И если детям нужен английский, они будут сдавать его нормально, а если нет — мы просто посмотрим, с какой ситуацией в стране имеем дело.

Справедливо ли то, что сейчас на поступление абитуриента влияют фактически только результаты ВНО?

— Вузы часто жалуются на это. Они хотели бы большую самостоятельность. Понятно, почему так. Они желают знать, кто к ним приходит. С другой стороны, в наших реалиях изменение правил снова может открыть коррупционную лазейку. Сколько бы в вузах ни говорили, что коррупции нет, понятно, что это только красивые слова на телекамеру. Пока эта проблема не будет решена, наверное, такой тоталитарный формат результатов ВНО при поступлении в вузы адекватен. Ну, кроме консерваторий и театральных университетов, где, конечно, нужен еще и творческий конкурс.

Были ли в ходе ВНО в этом году какие-то вопиющие нарушения?

— Безусловно, что-то было, и вообще ВНО без нарушений пройти не может. Но каких-то принципиальных ошибок в организации, не наблюдалось. По большому счету, нужно очень постараться, чтобы списать на тестировании. Ребенок должен договориться со всеми — с представителем УЦОКО, ответственным за пункт проведения ВНО, с теми, кто сидит в аудитории, с учителем, который передаст ему ответы. Это должна быть глобальная схема.

С чем связаны разные результаты ВНО в разных регионах?

— Понятно, что у ребенка из нормальной школы в Киеве или Одессе и ребенка из отдаленного села несопоставимые возможности в процессе обучения. Действительно, дети из Одесской, Закарпатской, Николаевской и Херсонской областей годами демонстрируют одни из худших результатов по всем предметам. Причем понятно, что в городах тесты сдают нормально, а вниз тянут отдаленные районы. Эта проблема существует, но почему-то вообще не обсуждается. Мы декларируем равный доступ к образованию всех детей, но на деле ясно, что в село Петровка отдаленного района мы не привезем крутого учителя. Родителям стоит обратить внимание на онлайн-курсы подготовки к ВНО, потому что именно они смогут по интернету доставить этого учителя к вашему ребенку.