Разделы
Материалы

Прямо в сердце. Почему хирург Борис Тодуров считает искусственное сердце спасением и не верит в чудеса

Тамара Балаева
Фото: heart.kiev.ua

Кардиохирург Борис Тодуров, впервые в Украине сделавший операцию по пересадке механического сердца, рассказал Фокусу, почему после трансплантации важно находиться поближе к розетке и что чувствует человек с чужим сердцем

Борис Тодуров — кардиохирург с 30-летним стажем и директор Национального центра сердца. 12 июля 2016 года возглавляемая им группа врачей провела первую в Украине операцию по имплантации механического сердца. Она прошла успешно, и уже в октябре Тодуров собирается сделать вторую такую же трансплантацию. Проблема, как всегда, в деньгах. Искусственное сердце стоит 120 тысяч евро. Для первой операции немецкая фирма Berlin Heart предоставила его хирургу под честное слово, и сейчас фонд "Серце на долоні" собирает деньги, чтобы отдать долг. Тодуров надеется, что в следующем году в Украине появится государственная программа, которая будет закупать механические сердца за бюджетные средства.

Пересадка механического сердца — не первая медицинская сенсация, подаренная Тодуровым Украине. В 2001 году он впервые в стране решился на трансплантацию донорского сердца. Пациент прожил всего две недели. Через два года Тодуров пересадил сердце курсанта военного вуза харьковчанину Эдуарду Соколову. Врач и пациент до сих пор поддерживают отношения.

После этого были еще две донорские трансплантации, а общее количество проведенных Тодуровым операций перевалило за пять тысяч и увеличивается с каждым днем. Нередки случаи, когда за один день врач проводит пять-шесть операций.

Есть пациенты, которым не помогают ни медикаментозные, ни хирургические способы лечения. Это люди с запущенными пороками сердца или с врожденной патологией сердечной мышцы. Им может помочь только одно — трансплантация сердца. Мы называем их "больные с листа ожидания". Эти люди ждут пересадки сердца.

По разным причинам в Украине в последние годы не делают операции по пересадке сердца. Большую часть больных мы отправляем на трансплантацию в Беларусь. Но есть пациенты, которые не могут ждать. У них истощены все сердечные резервы, и они попросту умирают от сердечной недостаточности. Именно эти люди — кандидаты на механическое сердце.

Механическое сердце вшивается в грудную клетку и заменяет собой левый желудочек, который истощен настолько, что уже не может работать. С таким сердцем люди могут жить несколько лет в ожидании донорского. На Западе ожидание обычно длится полтора-два года. В Украине, к сожалению, таким людям придется ждать либо поездки на пересадку в Беларусь, либо принятия закона о трансплантации в нашей стране.

Людей, которые больше не могут ждать, в Украине сотни. Механическое сердце стоит около 120 тысяч евро. Операцию будут делать только тем, для кого мы сможем найти финансирование.

Борис Тодуров: "На самом деле, сердце не несет никакой памяти, привычек, снов прежнего хозяина. Все это, по большей части, выдумки"

Первый в Украине человек с механическим сердцем — 41-летний пациент с дилатационной кардиомиопатией. Он стоял "на листе ожидания", но за последние два месяца его состояние резко ухудшилось. Мы поняли, что он не доживет до Беларуси. Нужно было спасать жизнь, и мы попросили коллег из Германии привезти механическое сердце. Но не все так просто. Для того чтобы сделать такую трансплантацию, в стране должны быть сертифицированные специалисты. Поэтому семь человек, сотрудники нашей клиники, поехали сначала в Польшу на практические занятия, а затем в Берлин — на теоретические. На подготовку ушел месяц. В итоге мы получили сертификат, который позволяет использовать механические сердца. Потом пригласили к себе немецких коллег, они привезли сердце, и в середине июля мы сделали первую операцию.

После такой операции больные обычно находятся в клинике два месяца, а потом их отпускают домой. Если все сложится хорошо, и мы найдем финансирование, следующую операцию по пересадке механического сердца мы сделаем уже в октябре.

Механическое сердце не требует особенного ухода. Человеку нужно просто периодически заряжать аккумуляторы, от которых работает мотор. Нужно находиться поближе к розетке.

У меня большой опыт, но, конечно, перед этой операцией я волновался. А за несколько дней волнение было у всей бригады. Но потом, когда ты берешь в руки скальпель, все эти мысли уходят. Ты просто делаешь операцию.

Естественно, трансплантация сердца меняет жизнь человека. Несколько месяцев, а то и лет, он жил в тяжелом состоянии сердечной недостаточности, не мог ходить и только полусидел-полулежал. После пересадки человек становится практически здоровым. Но есть и другой момент. Донорское сердце денервировано. В нем нет нервных окончаний. Оно совсем по-другому реагирует на эмоции, волнение, радость, испуг. Поэтому у людей, которым пересадили чужое сердце, возникает ощущение чужеродности. Люди с богатой фантазией приписывают этим явлениям метафизику. Но на самом деле, сердце не несет никакой памяти, привычек, снов прежнего хозяина. Все это, по большей части, выдумки.

Кардиохирурги — прагматичные люди. Мы не верим в чудеса. Мы верим в профессионализм и хирургическую удачу.