Клиенты коммерческих банков, требуя смягчить условия возврата долларовых кредитов, добились встречи с представителями НБУ
У входной двери Национального банка стояли траурный венок для "умершей гривны" и трехлитровая бутыль крови – говяжьей, но символически – народной. Несколько сотен пикетчиков осипшими голосами скандировали: "Смерть на ваших руках!", "Нацбанк, выходи!". Однако никто из работников НБУ не спешил на встречу с демонстрантами – все окна в здании были плотно зашторены, и с фасада на толпу смотрели лишь мраморные грифоны.
Такие же митинги одновременно проходили во всех крупных городах страны: акции устроили 11 общественных организаций, объединившие вкладчиков и заемщиков коммерческих банков в движение "Гражданское правительство". Руководству НБУ они выдвинули ряд требований: в частности, с 1 марта снять запрет на возврат депозитов, предоставить возможность погашать валютные кредиты в гривнах по тому курсу, который был на момент подписания договора, запретить банкам поднимать процентную ставку по кредиту и изымать залоговое имущество, если неоплата кредита связана с финансовым кризисом в стране.
На грани суицида
"Мы не рабы!" – вместе со всеми скандирует женщина в добротной шубе, притопывая и ежась: на улице 3 градуса мороза. Киевлянка Валентина Разживина, которая до кризиса работала директором магазина, купила квартиру в кредит под 13,5% годовых. Недавно она потеряла работу, а банк поднял кредитную ставку до 23%. Теперь ей нужно платить $2200 ежемесячно.
Она не знает, как быть:
– Коллекторы еще не приходили, но банк уже начислил штраф за просрочку оплаты – пять тысяч долларов. В этой квартире с нами живет моя беременная дочь, она родит ребенка, и мы окажемся на улице. Что мне делать?
– Банки не хотят войти в наше положение. Вы, мол, знали, на что шли, – возмущается Сергей Береговой, держащий транспарант "Нет кредитному рабству!" – А ведь банкам без нас тоже не выжить, нужно искать компромисс. Мы хотим, чтобы они дали отсрочку на оплату кредита и не давили на нас психологически, а то некоторые уже на грани самоубийства.
Тем временем сквозь толпу пикетчиков пробивается молодой парень, раздавая объявления "Юридическая помощь. Возврат кредитов, сохранение залогового имущества, подготовка исков и других документов". Юрист Александр Ободинский – это его номер телефона указан в листовках – взглядом обводит народ:
– Да-а, много здесь наших клиентов! – говорит он корреспонденту Фокуса.
Помощь в возврате депозита обходится в 2–5% его размера, цена остальных услуг зависит от сложности дела. Но судиться с банками готовы немногие. Большинство полагает, что шансы выиграть такое дело равны нулю. Бороться с безжалостными кредиторами следует иначе, говорит Фокусу частный предприниматель Андрей, отказавшийся назвать свою фамилию.
– Если эта наша акция ничего не даст, нужно блокировать работу Национального банка, Кабмина, Верховной Рады. Или придется свергнуть власть, если она не в состоянии регулировать работу банков! – горячится заемщик, выплачивающий долларовый кредит за жилье.
То, что акция против "банковского беспредела" может перерасти в движение с более масштабными целями, также явствовало из лозунгов – вскоре из рупора зазвучали "Разом нас багато!" и "Бандитам – тюрьмы!". Проезжающие мимо автомобили начинали сигналить в такт митингующим.
Директор международного департамента НБУ Сергей Круглик за происходящим наблюдал с улыбкой. На вопрос Фокуса о том, как отреагирует Нацбанк на требования заемщиков, чиновник ответил шутя:
– А какие у них требования? Прекратить кредитомор? Что это за слово? Оно есть в словаре Даля?
Затем г-н Круглик объяснил, что требования митингующих противоречивы: клиенты банков хотят расплачиваться гривнами по старому курсу, а возвращать валютные депозиты – по нынешнему. И что руководство Нацбанка готово вести переговоры с митингующими, но "только с профессионалами". Организаторы акции препираться с чиновником не стали и делегировали на встречу с зампредом НБУ Анатолием Шаповаловым двух своих представителей.
Как рассказал Фокусу участвовавший в переговорах Святослав Швецов, руководство НБУ обещало в ближайшие дни организовать встречу представителей заемщиков с председателями правления крупнейших банков страны. Совместно с ними будет разработан механизм выхода из сложившейся ситуации.
– Результатом этой встречи, – говорит Сергей Швецов, – должно стать подписание трехстороннего политического меморандума между клиентами банков, банкирами и НБУ.