Разделы
Материалы

Мудрый, хитрый, толерантный. Кто такие украинцы — уроки самоидентификации

Екатерина Макаревич
Фото: из личных архивов

Писатель и психотерапевт Александр Стражный объяснил Фокусу, как ментальные особенности украинцев из прошлого влияют на настоящее

Украинская ментальность, формируясь на протяжении многих поколений, вобрала в себя немало всего — от скифских и казацких традиций до искривлений Совка. Украинский писатель Александр Стражный, проследивший историю формирования народа в книге "Украинский менталитет", рассказал Фокусу об исторических параллелях, которые из прошлого влияют на настоящее, о живучих мифах, объяснил, как украинские ментальные особенности помогают пережить последствия войны, как Майдан повлиял на мироощущение народа и почему женщина не сможет стать президентом в Украине, а коррупцию все-таки можно победить.

КТО ОН

Украинский писатель, врач-психотерапевт

ПОЧЕМУ ОН

Автор книг, изданных в Украине, России, Венгрии, Германии, Италии, Испании, Франции и Мексике общим тиражом более 100 тыс. экземпляров. Во время событий на Майдане был врачом-волонтером, затем работал кризисным психотерапевтом с бойцами АТО. В Венгрии владеет лечебным центром, автор метода "биосуггестивная терапия". Проводил циклы лекций по альтернативной психологии в странах Европы, а также в Стенфордском университете

Менталитет и идентичность

Менталитет — то, что в тебе заложено, а идентичность каждый человек выбирает себе сам. Например, чукча вполне может себя идентифицировать с иудеем, если имеет сходное с ним мироощущение, хотя менталитет в нем заложен совершенно другой. Так же и с украинской идентичностью. Человек либо принимает "украинство", либо нет. Он может всю жизнь прожить в Украине, но не принимать в себе украинца. Например, может считать себя русским.

Точки невозврата

Самая серьезная реперная точка в истории Украины — это не Голодомор, а Запорожская Сечь. Тогда народ жил на хуторах, был раздроблен, не мог себя защитить, поскольку не было ни государства, ни армии. Постоянно донимали кочевники. И вдруг люди собрались. Организовали в дикой степи мощное военное образование — Запорожскую Сечь. Прошло больше 350 лет, и во время Майдана проявилось абсолютно то же, что было тогда. Появились пространства, ограниченные баррикадами. Так же, как и во время Запорожской Сечи. Украинцы всегда оборонялись, окружая себя возами. Это те самые реперные точки, которые из прошлого повлияли на настоящее.

Отношение к лидеру: уроки истории

В Украине никогда не было царского двора или знати. Лидера всегда выбирал народ, а не "Бог". Причем отношение к лидеру всегда было скептическое. Каждый год он должен был доказывать свою смелость и лидерские качества. Существовала традиция: гетман, которого выбирали, должен быть втоптан в грязь для того, чтобы не забывал, откуда вышел, чтобы помнил, где окажется, если не будет выполнять свои функции. И зачастую оказывался в грязи в прямом смысле этого слова. То же самое мы видим и сейчас. Какой бы ни была власть в Украине, она всегда будет непопулярной. Что бы президент ни делал, сразу "зрада" и "геть". Любой здравомыслящий украинец знает, что если лидер не будет делать то, что должен, без проблем или перевыберем, или сместим, поставив на его место другого.

Украинец и хамелеон

Лидера в Украине всегда выбирал народ, а не "Бог"

Украинец склонен меняться под воздействием ситуации. Исторически так сложилось, что, когда приходил враг, не было армии и оружия, приходилось приспосабливаться, обманывать врага для того, чтобы не забрал последнее, чтобы можно и дальше было жить на своей территории.

Украинский стакан наполовину полон

Как-то сравнивали соотношение веселых и грустных песен в украинском народном творчестве. Оказалось, что нация в большей степени оптимистична.

Другое дело — русские народные песни. Взять хотя бы песню "Во поле березонька стояла". Это ключ к пониманию российской души. Это тихий ужас.

"Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Я ж пойду погуляю,
Белую березу заломаю".

Речь не о том, что дров нет. Вопрос в песне: зачем она там стоит? Надо ее пойти и поломать. Вот ключ к недосказанности российской души. Нет ни намека на созидание.

Украинская созидательность

В отличие от европейца или русского, у украинца не было своего государства. Украинец не идентифицировал свою принадлежность шире, чем хутором. Жил подворьем и семьей. И вовне себя никак не позиционировал. У Бунина или Куприна есть описание, как поезд движется из России в Украину. Проезжая мимо российских сел, он видит полуразрушенные дома. Ни забора, ни пристроек. Только поезд пересекает украинскую границу, появляются вишневые садики, аккуратненькие домики, все побелено, все вкусненько. Наверное, в этом и проявляется созидательность украинца. Ему хочется, чтобы было вкусно, уютно, но только на уровне своей усадьбы.

Хитрость украинцев

В Украине всегда почиталась зажиточность, но не богатство. И не бедность

Если у французов национальное животное — петух, у россиян — медведь, у немцев — овчарка, а англичане гордятся своим бульдогом, то животное, которое репрезентирует украинцев, — это лиса. У нее несколько норок, так что если охотник залезет, она всегда найдет, откуда вылезти. Это животное в мифологии хитрое. И да, украинец такой. Почему? Потому что таким его сделала история. Как защититься от кочевников-грабителей? Только обмануть, навешать лапшу на уши, что-то спрятать, отдать какую-то часть, а часть оставить, юлить, иногда не выполнять обещания, но так, чтобы его потом не повесили. И эта юркость передавалась из поколения в поколение.

Украинская толерантность

Есть свидетельства разных авторов, которые писали про нынешние украинские земли еще времен полян, что здесь абсолютно не агрессивный народ, принимают чужестранцев, главное, чтобы они принимали и чтили их веру, приносили пользу для сообщества.

Отношение к богатству

В Украине всегда почиталась зажиточность, но не богатство. И не бедность. Если в той же России и Европе богатый человек всегда пользовался уважением, то здесь нет. Украинец никогда не хотел быть богатым, но всегда хотел быть обеспеченным. Зажиточный человек — это был идеал. А россиянин либо босой, либо ему, как в сказке, полцарства подавай. На меньшее он не согласен.

Просить помощь = просить милостыню

В традиции украинства позорно просить какую-либо помощь. Я вспомнил одну историю. Освободили как-то концлагерь. Выпустили оттуда узников, которые были, естественно, голодные. Солдат протянул маленькому мальчику кусочек хлеба, а он его не взял. Солдат говорит: "Бери, мальчик, ты что, боишься?" И мужчина, который стоял рядом с мальчиком, сказал: "У нас не принято брать милостыню, это для нас позор". Это то, что идет еще от казацких традиций.

Сердечная мудрость

Украинскую философию не случайно называют "кардиоцентричной". Она сконцентрирована на сердце. Народная мудрость, построенная на здравом смысле, — это украинская жилка.

Украинец сегодня. Майдан и самооценка

Национальное животное украинцев – лиса. Это животное в мифологии хитрое. И да, украинец такой

Украинец всегда был не то что второй, но не доминирующей нацией на своей территории. Естественно, это не могло не наложить отпечаток, не вызвать ощущение второстепенности, неуверенности. Однако Майдан мало повлиял на менталитет, поскольку он формируется поколениями и не может измениться за несколько лет. Но то, что Майдан повлиял на мироощущение украинцев, на самооценку, — абсолютно однозначно. Повлиял прежде всего на то, как украинец видит самого себя. Появилось чувство победителя, понимание, что ты сам решаешь, какой будет твоя жизнь, а не за тебя решают. Украинцы стали смелее и, в хорошем смысле, более наглыми. Другой вопрос, воплотится ли ощущение победы на Майдане во что-то глобально лучшее.

Украинский юмор и война

Россиянам, да и многим другим народам, всегда нужно над кем-то смеяться. Смеялись то над чукчами, то над грузинами, немного и над украинцами. Украинский юмор характеризуется тем, что украинец смеется прежде всего над собой. Не над соседями, какие они плохие, а он сам герой. Украинец смеется над тем, какой он сам неудачник, как у него самого что-то не получается. И это показывает здоровье нации. А если ты сравниваешь себя с другими, и другие оказываются хуже, ну, здесь нужно уже к психотерапевту.

Более того, юмор позволяет украинцам лучше переносить последствия войны. Например, парень, вернувшийся с войны, рассказывает, что как только он появился на войне, а он из добровольческого батальона, то сразу накрыли снарядами сепаратисты, и его ранило. Полечился. Только вернулся, опять тут же попал осколок. Опять лечился. Когда в третий раз посылали, говорит ребятам: а давайте вы меня пошлете лучше к сепаратистам. Тогда сразу их и накроем. Как-то так. И на таком уровне это, конечно, очень помогает.

А система развития симптомов ПТСР одна и та же везде. Другое дело, что израильскую или американскую систему помощи нельзя копировать в Украине. Нужно свое. Разница в том, что, когда американцы воевали во Вьетнаме, приезжали к себе в страну, с вьетнамцами не сталкивались. У нас же возвращаются, и в том же Киеве можно встретить людей, сочувствующих сепаратистам, которые могут и в кафе не пустить, и сказать что-то в спину. Мне рассказывали историю, как у одного врача в реабилитационном центре зазвонил телефон, и на мелодии звонка стоял российский гимн. Повисло молчание. Тем не менее ребята-атошники с ПТСР ему не оторвали голову. Он просто бледный ушел, а они его даже пальцем не тронули. Другое дело, что они к нему больше не ходили. Мягкость проявления ПТСР, наверное, связана и с мягкостью украинского характера. Поскольку я представляю, что было бы, если бы в России зазвучал украинский гимн при таких же условиях.

Женщина в будущей Украине

Женщина в Украине президентом, скорее всего, в обозримом будущем быть не сможет. Хоть она занимает особое место в украинском обществе, и вообще в Украине долгое время был матриархат, к тому же Украина — это "она". В ней много женского. Тем не менее есть поговорка "женщина – шея, мужчина – голова". Женщина может быть только лишь серым кардиналом или помощником.

Коррупция и будущее Украины

Я 25 лет занимаюсь бизнесом в Венгрии. Верите — не верите, но здесь коррупции нет. За все эти годы я ни разу не дал взятку, более того, я не сталкивался с ситуацией, что кто-то глазами или еще как-то показывал, что неплохо было бы решить этот вопрос проще. Такого просто не было. Потому что зарплата у всех нормальная, и они не хотят или бояться потерять работу. В результате даже не думают об этом. Только при такой системе, которая существует в Западной Европе, можно сажать коррупционеров. Но до тех пор, пока людям не созданы нормальные условия, об эффективном искоренении коррупции говорить нельзя.