Разделы
Материалы

Срисованному верить: экранизация рисованной истории "Хранители" в прокате

Комиксы продолжают вдохновлять Голливуд. В прокат выходит новая экранизация рисованной истории «Хранители» про супергероев на грани нервного срыва

В "Хранителях" не найти типичного комиксного противостояния между хорошим героем со сверхспособностями и вечно строящим ему козни злодеем. Собственно, в этом комиксе и вовсе нет супергероя, хотя действующих лиц – целая команда. Но только один из них действительно обладает сверхспособностями – тому, как они ему достались, посвящена одна из многочисленных побочных историй. Остальные персонажи – обычные люди в необычных костюмах, формально они вне закона, но на самом деле на секретной службе у американского правительства. Каждый со своими проблемами: они стареют, мучаются неврозами и страдают от комплексов. К тому же кто-то решил избавиться от этих героев и начал их методично убивать.

При этом мир спасать нужно все равно. В весьма мрачном альтернативном будущем, придуманном Аланом Муром в середине 80-х, человечеству грозит ядерная война. Однако общая нервная атмосфера мешает понять, кто на самом деле за этим стоит. Злодеем в итоге оказывается человек, от которого такого никто не мог ожидать.

Когда шла работа над сценарием, продюсеры очень хотели перенести действие из 1985 года в настоящее время и в качестве главного врага использовать Ирак, а не СССР. Но режиссеру Заку Снайдеру удалось оставить все, как в оригинальном комиксе. Более того, некоторые диалоги целиком перенесены из книги на экран. Визуальный ряд воспроизведен тоже очень тщательно.

Причина в том, что Снайдер – давний фанат "Хранителей". Замысел у режиссера соответствующий: "Я надеюсь, что те, кто читал книгу, подумают: "Я должен увидеть фильм", а те, кто посмотрят кино, решат: "Нужно узнать, что там в книге".

Снять невозможно?
Экранизация комиксов – тенденция в американском кино не новая. Первый фильм про самого известного и самого старого супергероя Супермена вышел еще в 1978 году. С тех пор нарисованные борцы со злом регулярно появлялись на большом экране и пользовались стабильным спросом.

Случались, конечно, и провалы, как, например, с лентой "Женщина-кошка" (2004 г.). Но в основном ленты, снятые по комиксам, приносят хорошие прибыли, что в прошлом году снова подтвердил "Темный рыцарь". "Хранители", стартующие 5 марта, если и не побьют кассовый рекорд "Рыцаря", то новым комикс-блокбастером станут наверняка.

Зак Снайдер, на счету которого уже есть успешная экранизация другого культового комикса "300 спартанцев", совершил практически невозможное. Перенести "Хранителей" на большой экран в Голливуде пытались 20 лет, с тех пор как в 1986-м вышел оригинальный комикс.

Точно как в книге
В конце 80-х за дело взялся Терри Гиллиам, но после нескольких лет работы он сделал вывод: "Хранители" – это "Война и мир" комиксов, экранизировать их невозможно". Затем спустя 15 лет к проекту начал присматриваться режиссер Дарен Аронофски ("Фонтан"), но в итоге решил не рисковать. А еще чуть позже, в 2005-м, попытку предпринял Пол Гринграсс ("Потерянный рейс", "Превосходство Борна"), но ему помешали проблемы с финансированием.

Снайдеру повезло больше. Студия Warner Brothers, которой принадлежат основные права на комикс, не только выделила режиссеру $120 млн., но и предоставила творческую свободу, что в Голливуде – редкое явление. Обычно требования продюсеров весьма жесткие: хронометраж не более двух часов, связанный с современностью актуальный сюжет, интрига попроще, чтобы фильм поняли не только фаны, но и все остальные, поменьше насилия и обнаженки, чтобы картина годилась для семейного просмотра.

Эти правила когда-то заставили Алана Мура, по сценарию которого нарисованы "В – значит вендетта", "Лига выдающихся джентльменов" и "Хранители", отказаться от своих детищ. Теперь он не желает, чтобы его имя упоминали в титрах, а сами экранизации не смотрит.

Но единственный компромисс, на который пошел Снайдер, это сокращение хронометража. Правда, весьма условно: прокатная версия фильма длится 2 часа 40 минут. "Но это самый короткий вариант, который я смог сделать без надругательства над оригиналом", – утверждает Снайдер. А режиссерскую версию продолжительностью в три с лишним часа настоящие ценители смогут посмотреть на DVD.

Сложности и у Снайдера, и у его менее удачливых предшественников возникали не на пустом месте. Втиснуть даже в три часа 12 томов оригинального комикса – задача непростая. И дело не столько в объеме, сколько в запутанном сюжете. А также во множестве подтекстов, благодаря которым "Хранители" уже давно признаны классикой англо-американской литературы.

Суперкасса
6 самых прибыльных фильмов, снятых по мотивам комиксов
Хит Леджер «Тёмный рыцарь», 2008 г.
Режиссёр Кристофер Нолан
Бюджет: $185 млн., собрал $1 млрд.


Мрачная история о противостоянии Бэтмена и Джокера известна тем, что в ней свою последнюю роль сыграл Хит Леджер. Кроме того, Человек – летучая мышь – это в принципе очень успешная франшиза, насчитывающая не один десяток лет.
Спайдермен-3 «Спайдермен-3», 2007 г.
Режиссёр Сэм Рейми
Бюджет: $258 млн., собрал $891 млн.

Вся трилогия о Человеке-пауке – это фильмы, годящиеся для романтических свиданий, только третья часть более драматичная, чем первые две.
Железный человек «Железный человек», 2008 г.
Режиссёр Джон Фавро
Бюджет: $140 млн., собрал $582 млн.

Роберт Дауни-младший, который сыграл главного героя, ещё до выхода фильма говорил, что он фанат комикса и согласен участвовать во всех сиквелах. Сама картина получилась довольно глупой, но кассу всё равно сделала.
300 спартанцев «300 спартанцев», 2006 г.
Режиссёр Зак Снайдер
Бюджет: $65 млн., собрал $456 млн.

В успех фильма по культовому комиксу Фрэнка Миллера почти никто не верил, но «300 спартанцев» неожиданно стал кассовым хитом. В конце картины все герои погибают, однако этот факт не исключает возможность сиквела.
Анджелина Джоли «Особо опасен», 2008 г.
Режиссёр Тимур Бекмамбетов
Бюджет: $75 млн., собрал $341 млн.

Крайне удачный голливудский дебют Бекмамбетова показал, что «Дозоры» для режиссёра – далеко не предел. В истории про бунтующего клерка критики усмотрели несколько смелых экспериментов.
Хеллбой-2: Золотая армия «Хеллбой-2: Золотая армия», 2008 г.
Режиссер Гильермо дель Торо
Бюджет: $85 млн., собрал $160 млн.

Историю о том, что и у супергероев есть чувства, режиссёр Гильермо дель Торо подал в духе мрачной сказки, но есть и несколько смешных шуток.