Фокус выяснял, почему сохранить хижину первобытных людей не менее важно, чем реставрировать древние храмы и средневековые замки
Таких табличек с номерами домов, как в селе Межирич возле Канева, вы не увидите нигде в Украине. Если вы не местный, а просто гуляете вдоль проходящей через село трассы Черкассы — Канев, ни за что не догадаетесь, почему на многих из них нарисован слон. У вас будет только одна подсказка — возле ничем не приметного двора на краю села стоит знак: "Стоянка мисливців на мамонтів". Получается, что не слоны, а мамонты.
Стоянка охотников на мамонтов была открыта полвека назад. В мире немного подобных мест, но среди них Межиричская стоянка сегодня самая ценная с научной точки зрения. А, кроме того, здесь сохранились "руины" хижины из костей мамонта, в которой около 15 тыс. лет назад жили люди. Любой желающий может приехать сюда летом, чтобы увидеть уникальный памятник палеолита и услышать рассказы профессиональных археологов. Но стоит поспешить — возможно, жить ему осталось не так долго.
Культурный слой
— Спешить не нужно — копаем потихоньку, — я получаю первый в жизни инструктаж по технике археологических раскопок.
Мой наставник, Миша — будущий магистр археологии из Киево-Могилянской академии. Кроме него в этот день на раскопках работают до десяти человек — студенты и недавние выпускники КНУ им. Шевченко и Могилянки, а также Айрис — студентка из Швейцарии. Иностранцы здесь не редкость, но об этом позже.
Тут нужно объяснить, что значит "копать" с точки зрения современной археологии. Если посмотреть на глиняную стенку котлована, в которой мы сидим, то на глубине около трех метров можно увидеть более темную прослойку грунта шириной не больше ладони. Это и есть культурный слой, который "копают" археологи. Для этого нужна заостренная деревянная палочка (представьте обычный шампур для шашлыка), чтобы соскребать верхний слой грунта, и щетка, чтобы его аккуратно убирать в ведро.
Если не нарушать инструкции, за час работы такими инструментами с квадратного метра удается соскрести не больше нескольких пригоршней породы — так, чтобы каждая косточка, каждый осколок кремня или ракушка остались лежать на том месте, где они были последние 15 тыс. лет. Потом с помощью специального прибора — лазерного теодолита, археологи измеряют точные координаты всех этих косточек и осколков, заносят их в специальную базу и наносят на план.
Только потом все находки собирают и снимают следующие миллиметры породы, чтобы добраться до более старых слоев. Далее все повторяется, пока культурный слой не сменит пустая порода. Если слой богатый, один квадратный метр можно раскапывать до пяти лет.
— Любые раскопки приводят к разрушению уникального культурного слоя, — объясняет Павел Шидловский, археолог из Киевского национального университета имени Шевченко.
Он начал работать в Межириче еще в 2003 году, приезжая в гости к своему учителю Дмитрию Нужному, возглавлявшему тогда экспедицию. А в 2009-м сам стал ее руководителем.
— Поэтому единственный способ передать максимум информации будущим исследователям, это предельно точно фиксировать все данные о находках. По результатам раскопок мы создаем отчеты и сдаем их в архивы. А через 100 лет другой ученый со своей теорией сможет воспользоваться этой базой и, возможно, понять что-то, чего не смогли понять мы.
Вечером Миша отдельно промоет грунт, снятый с каждого "квадрата", — даже самый мелкий камушек или косточка может стать частью мозаики, показывающей, какой была жизнь 15 тыс. лет назад.
Сто лет раскопок
Межиричскую стоянку открыли в 1965 году, как это чаще всего бывает,— случайно. Местные жители копали погреб и наткнулись на кости мамонта. В последующие годы археологи под руководством академика Ивана Пидопличко обнаружили остатки трех жилищ. Реконструкцию самого первого, выполненную Пидопличко, можно увидеть в Национальном научно-природоведческом музее в Киеве.
За час работы с квадратного метра удается соскрести не больше нескольких пригоршней породы — так, чтобы каждая косточка, каждый осколок кремня или ракушка остались лежать на том месте, где они были последние 15 тыс. лет
О деталях реконструкции ученые спорят до сих пор. Но все сходятся на том, что это был каркас из деревянных жердей, обтянутый шкурами (конечно, не мамонтовыми — они очень толстые, и их невозможно вычинить), сверху придавленными костями мамонта. В то время климат в Среднем Поднепровье был более суровым, чем сейчас, и местность больше напоминала тундру. Деревьев было мало, и как основной строительный материал они не годились. Вместо него использовали кости и бивни мамонта. Очаг также топили костями мамонта, а его мясо служило пищей.
В мире известны и другие стоянки времен палеолита. В Чехии, например, есть такие стоянки, как Пршедмости или Дольни-Вестонице. Они старше Межиричской и уникальны тем, что там найдены человеческие погребения — людей хоронили под лопатками мамонта прямо на территории стоянки или даже внутри жилища. В конструкции самих жилищ кости мамонта тоже использовались, но не так активно, как в Межириче. Другими словами, эти стоянки очень интересны, но они рассказывают о другой культуре и другой эпохе. Уменьшить значение Межиричской стоянки они не могут.
В самой Украине тоже есть известные стоянки с хижинами из мамонтовых костей эпохи палеолита. Одна из них — Мезинская стоянка в Черниговской области. Реконструкцию найденного здесь жилища, кстати, тоже можно увидеть в том самом музее, где выставляется хижина из Межирича. Еще одна стоянка — в селе Добраничевка Яготинского района Киевской области. Эти стоянки похожи на Межиричскую, но одно обстоятельство делает уникальной именно ее.
— Исследование Мезина и Добраничевки завершилось в ХХ веке, — объясняет Павел Шидловский. — То есть культурный слой выбран и уничтожен, а это значит, что применить современные методы там уже невозможно. В то же время Межирич все еще копается и исследуется на современном уровне. Это значит, что мы можем "бомбардировать" объект с разных точек зрения, используя самые современные методики и технологии.
Ученые из Бельгии, Германии и Франции каждый год приезжают в Межирич, чтобы изучать нетронутый культурный слой, по которому когда-то топтались охотники на мамонтов. Павел Шидловский утверждает, что эту стоянку можно копать еще 50 лет и современные методики позволят "выжимать" из нее все больше и больше научной информации.
Упорядочить космос
В 1976 году исследованием Межиричской стоянки занялась группа ученых под руководством Михаила Гладких из теперешнего КНУ им. Шевченко. Им удалось раскопать четвертое и пока последнее жилище охотников на мамонтов.
Оказалось, что все они отличаются друг от друга своим "оформлением". Например, в первом жилище для обкладки использовались в основном нижние челюсти мамонта, во втором — трубчатые кости, а в четвертом — те и другие и в придачу к ним лопатки.
— Эти жилища не просто убежища, как гнезда или укрытия животных, — мы видим в расположении костей ритмику, видим симметрию, видим архитектурный орнамент, — объясняет Павел Шидловский. — Эти люди стремились не только защититься от агрессивной внешней среды — они хотели упорядочить космос и эстетизировать мир.
Скорее всего, орнамент обкладки жилища каким-то образом отражал духовный мир этих людей, который мог отличаться у разных семей. Как именно отражал — мы, к сожалению, не знаем. Но все это делает межиричские жилища очень ценным источником информации для понимания мира древних людей.
В поисках дома
К тому времени, когда обнаружили четвертое жилище, первое выставлялось в музее в Киеве, а еще два в разобранном виде лежали в музейных фондах. Было решено, что четвертое жилище должно остаться здесь, в Межириче, в том виде, в каком его нашли.
В 1977 году Кабинет министров УССР постановил создать на месте раскопок в Межириче музей-лабораторию. Это значит, что кроме специального помещения, как в Добраничевке, где туристы могут увидеть остатки жилища, здесь должен быть еще и штат научных сотрудников, занимающихся исследованиями. Государство профинансировало создание проекта музея-лаборатории, который кроме прочего предполагал строительство и того самого специального павильона для сохранения четвертого жилища.
"Межиричская стоянка — это не памятник первобытным людям, это памятник нам"
А пока такой павильон был только на бумаге, остатки хижины разрушались под открытым небом. Поэтому, над жилищем соорудили временное металлическое укрытие. Свои функции оно выполняло плохо — навес почти не защищал от солнца и ветра и вовсе не защищал от грабителей и мародеров. Внешнюю "облицовку" жилища из лопаток и нижних челюстей мамонтов полностью растащили. Археологи, конечно, обращались в милицию, там составляли протоколы, но, понятно, что похитителей мамонтовых лопаток никто особо не искал.
В конце концов зимой 2010 года крыша ангара не выдержала массы снега и рухнула прямо на древние кости. Чтобы остатки жилища не смыло весенними дождями, археологи укрыли его полиэтиленовой пленкой. Само собой, они сообщили о происшествии в Минкультуры, но ответа не получили.
Четвертое жилище спасла от полного уничтожения одна из коммерческих фирм Черкасской области. Благодаря ей построили новый ангар, который стоит там сегодня и падать не собирается. Но ангар – это не музей. Он, конечно, защищает от дождя, снега, ветра и недобрых людей, но никак не позволяет регулировать влажность и температуру воздуха. А для тысячелетних костей мамонта это не означает ничего хорошего.
В 2016 году Национальный научно-природоведческий музей НАН Украины, который отвечал за этот памятник, заявил, что из-за недостатка финансов он больше не готов нести на себе такую ответственность. Новый хозяин до сих пор не нашелся, поэтому уникальный объект оказался бесхозным.
— Так получилась, что сегодня ответственность за памятник несу я — человек, у которого есть разрешение Минкультуры на проведение археологических исследований на его территории, — говорит Павел Шидловский.
Зарыть или раскопать
Иногда в запале Павел грозит, что, если вопрос четвертой хижины никак не решится, он ее полностью раскопает. Другими словами, разберет на косточки, и, как две другие хижины, она будет лежать в музейном чулане.
— Проблема в том, что сегодня памятник находится далеко не в том состоянии, в котором его нашли, — объясняет он. — Поэтому, есть разные мнения относительно того, что с ним нужно делать. Некоторые действительно считают, что его нужно раскопать. Другие, в том числе и зарубежные специалисты, уверяют меня, что цоколь и внутренняя честь остались, а значит, памятник даже в нынешней ситуации будет достойным объектом для обозрения.
Есть также идея засыпать его песком, чтобы не добрались вода, кислород и люди. Но это означает фактически закопать проблему — тогда ее точно никто не будет решать еще 15 тыс. лет. Более того, кости, засыпанные "новым" грунтом, все равно будут разрушаться, хотя, может, и не так быстро.
Ученые из Бельгии, Германии и Франции каждый год приезжают в Межирич, чтобы изучать нетронутый культурный слой, по которому когда-то топтались охотники на мамонтов
Павел Шидловский это понимает, поэтому, "хоронить" четвертое жилище не собирается. Точно так же, разбирать его на кости он не будет, хотя такое право и возможность у него есть.
Чтобы сохранить жилище в Межириче, кроме самого помещения нужна слаженная работа нескольких групп ученых — археологов, палеонтологов, реставраторов и музееведов. Скорее всего, здесь не обойтись без участия западных специалистов, поскольку у отечественных опыта недостаточно. По словам Павла Шидловского, его коллеги из Европы готовы взяться за такую работу. Но финансировать строительство музея они не собираются.
В поисках денег для сохранения памятника Павел обратился за грантами в несколько международных фондов, пока безрезультатно. Власти Черкасской области еще летом обещали поискать спонсоров среди местных предпринимателей, но оттуда пока тоже никаких новостей.
Памятник нам
Если вы возьмете в руки западный справочник по археологии или древней истории, обязательно найдете там название "Mezhirich". Ни одной другой "украинской" теме там не уделяется так много внимания, за исключением, разве что трипольской культуры.
Сегодняшнее село Межирич — это длинная улица, по которой проходит дорога из Черкасс в Канев, пара продмагов, магазин со строительными материалами и кафе "Домашняя кухня". Согласно Википедии, сегодня здесь живет чуть больше 900 человек. 15 тыс. лет назад в четырех хижинах из мамонтовых костей могло зимовать не больше сотни охотников на мамонтов.
- Читайте также: Тени зарытых предков. Истории трех археологов, которые пытаются услышать древний Киев
— Межиричская стоянка — это не памятник первобытным людям, это памятник нам, — говорит Павел Шидловский. — Потому что уровень цивилизованности общества зависит от того, насколько оно готово воспринять другую, непохожую культуру. То, что мы сегодня пытаемся поднимать наши соборы и замки, это хорошо. Но наше отношение к общечеловеческому наследию просто ужасающе.