Исследователь из Лондонской школы экономики Майкл Мутхукришна рассказал Фокусу о том, как коллективный разум руководит нашими поступками
Зачем вам знать, какой туалетной водой пользуется ваша любимая певица? Почему мы опасаемся изолированных от внешнего мира стран? И почему некоторые из нас участвуют в стартапах охотнее других? Как оказалось, ответы на эти вопросы следует искать на грани нескольких социальных наук.
Социолог и психоэкономист Майкл Мутхукришна уверяет: очень часто нашими действиями руководит некий коллективный разум. Это не гигантское скопление извилин, а феномен, возникновение которого спровоцировала наша необходимость хранить, приумножать и передавать полученные знания. Коллективному разуму мы обязаны достижениями и открытиями, совершенными человечеством на протяжении тысячелетий.
В подборке Фокуса — причины не отрываться от коллектива и примеры, иллюстрирующие преимущества и недостатки стадного инстинкта.
Пищевые табу
"В разных странах беременные женщины следуют одним и тем же правилам: определенный тип пищи употребляют, от другого отказываются", — приводит пример Мутхукришна.
О том, насколько это правильно с научной точки зрения, можно судить по исследованию Джо и Натали Генрих. Они долго изучали рацион беременных жительниц Фиджи. Оказалось, что все они на интуитивном уровне избегали продуктов, содержащих вещество, способное причинить вред плоду.
"В древние времена люди не разбирались ни в химии, ни в биологии, поэтому не могли прийти к этому через знание, — утверждает Мутхукришна. — Будущая мама наблюдала за своими подругами и отмечала: у этой была тяжелая беременность, поэтому я не стану делать так, как она, к примеру, не стану есть акул или морских черепах, а та женщина во время беременности чувствовала себя лучше, я буду, как она, есть животный протеин и овощи. Эти табу передавались от бабушек и мам следующим поколениям. Большинство людей до сих пор им следуют, хотя не видели собственными глазами, к чему приводит нарушение подобных вето".
Связь между поколениями
"Период, когда ваши родители и их родители могут передать вам нужные знания — время социального обучения, — поясняет Мутхукришна. — К примеру, представьте засуху, которая случается каждые 60 лет. Вы никогда такого не видели, возможно, ваши родители тоже, но ваша бабушка помнит, что когда была ребенком, поселок страдал от нехватки воды, и тогда люди отправились в горы и нашли ее. Поэтому бабушка поведет односельчан в горы, вы найдете там воду, все спасутся. Так работает социальное обучение".
Слепое подражание
"Мы обезьянничаем лучше обезьян, с детства копируем других людей, не задумываясь над тем, что в этот момент происходит, — напоминает Мутхукришна. — Когда мы учимся готовить, мы не думаем о химии или физике происходящего, мы просто копируем действия мамы или папы: режем мясо, добавляем соль и специи. Это черный ящик. Но если соблюдать последовательность действий, мы получим хороший результат".
Выборочное подражание
Слепое подражание бывает еще и выборочным. Вместо того чтобы просто копировать родителей, мы выбираем пример для подражания — экспертов, успешных людей, тех, кого копируют другие.
"Давайте представим Брюса Великого Охотника. Он живет в деревне, классно охотится, у него самый большой дом, больше жен, чем у других, и все любят Брюса. А вы — юный охотник. Вы мечтаете вырасти и стать похожим на Брюса. Вы не знаете, что именно приносит ему успех — оружие, выбор места для охоты, возможно, обувь. Кроме того, он бреет голову, отращивает бороду и молится определенным богам. Лучшее, что вы, юный охотник, можете предпринять, — делать все так, как Брюс, напрочь игнорируя других охотников", — заявляет Мутхукришна.
По его словам, именно этим объясняется наше желание носить и пить то, что покупают звезды. Пусть эти вещи и не имеют прямого отношения к их успеху — мы не устаем надеяться, что это поможет нам стать такими же богатыми или популярными.
"Нет" изоляции
В одной из своих научных работ Майкл Мутхукришна сумел доказать, что мощность коллективного разума зависит от внешних связей населения. Иными словами, чем открытее и общительнее народ — тем больше у него шансов достичь культурного и технологического прогресса. И наоборот.
"Классический пример — Австралия и маленький островок Тасмания. Когда-то Тасмания была частью австралийского материка, но когда уровень воды поднялся, эта территория оказалась отрезанной от Австралии. На протяжении нескольких поколений изолированные островитяне не только отстали в развитии от своих кузенов с Большой земли, но и растеряли навыки своих предков. Они разучились разводить огонь, шить одежду, делать рыболовные инструменты и лодки. Вместо этого они толкали в воду бревна", — напоминает Мутхукришна.
Рекомбинация
"Настоящему, значимому открытию предшествует либо случайность, либо рекомбинация имеющихся знаний", — уверяет Мутхукришна. Он приводит в пример историю изобретения "микроволновки". Ученый, подаривший миру полезный девайс, на самом деле работал над чем-то другим и просто заметил, что шоколадка в его кармане расплавилась.
Большие мозги
Мощность коллективного разума зависит от внешних связей населения. Иными словами, чем открытее и общительнее народ — тем больше у него шансов достичь культурного и технологического прогресса. И наоборот
"Аспирантом я занимался изучением эволюции человеческого мозга, — признается Мутхукришна. — За последние несколько миллионов лет наш мозг стал в три раза больше. Может показаться, что чем больше мозг, тем лучше. Однако на самом деле цена за это непомерно высока".
По словам ученого, когда люди стали культурным видом и научились полагаться на социальное обучение, аккумулировать информацию, нам понадобился мозг помощнее — чтобы хранить информацию и управлять ею. И мы нарастили мозг (или скорее выжили только те из нас, у кого он был больше).
"Мозг стал таким большим, что теперь нам приходится бороться за право рожать, — сокрушается Майкл Мутхукришна. — Обратите внимание на размер головы новорожденного и размер родового канала. А затем сравните их с головами новорожденных приматов и родовыми каналами обезьян. Мы нарастили мозг до предела. Говорят, что крупных детей трудно рожать. На самом деле проблема в размере головы ребенка, а не всего тела".
Образовательная система
Мы помещаем детей в образовательную систему и говорим: "Слушай, тебе нужно догнать 5 тысяч лет человеческой истории. Приступим, начнем с простого — алфавита и цифр... С каждым годом мы обучаемся все дольше и дольше, пока не достигнем лимита физической репродукции, — предупреждает Мутхукришна. — Много лет назад наши прародительницы становились мамами до того, как им исполнялось 20, теперь же их правнучкам нужно получить образование, пройти практику, найти работу. Женщины могут рожать в 30 и даже позже. С возрастом воспроизведение потомства дается все труднее. Но ведь нам нужно время, чтобы усвоить знания, полученные обществом".
Готовность к риску
"Человеческая самоуверенность — настоящая загадка. Согласно статистике, большинство свежеиспеченных бизнесменов (66%) потерпят фиаско. Зачем кому-то открывать собственное дело?" — недоумевает Мутхукришна.
В 2011 году Доминик Джонсон и Джеймс Фоулдер доказали: люди ведут себя излишне уверенно, потому что преимущества, которые они получат в случае удачи, велики, а затраты малы. Начинающий бизнесмен понимает, что, провалившись, потеряет не так и много, поэтому попробует создать бизнес еще раз. Хорошие законы о банкротстве позволяют людям проигрывать, поэтому они продолжают пытаться что-то делать. Проблема в том, что не во всех обществах это возможно.
- Читайте также: Укро-Троя. Какие уроки истории надо усвоить Украине
Есть у Майкла Мутхукришны объяснение и тому, почему многие инновационные компании — американские. "Нам нравится считать, что США — какая-то особенная страна, — признает он. — На самом деле Штаты — всего лишь страна, сделавшая что-то для того, чтобы новые технологии развивались. К примеру, позволив людям чувствовать себя уверенно. Кто-то даже заметил, что голь в Штатах считает себя не беднотой, а "миллионерами, временно оказавшимися в затруднительном положении".
По словам исследователя, такое мировоззрение дает людям уверенность и готовность идти на риск.