Украинские йоги не спешат скручиваться в узлы: их учат максимально расслабляться, медитировать, дышать и быть спокойными
В полумраке зала – кисло-сладкий аромат сандала. Звучит спокойная убаюкивающая музыка. Даже пестрые рыбки, скользящие в зеленой воде аквариума, навевают сон. В позе лотоса сидит инструктор: его бритая голова блестит, голос – монотонный и гипнотический. Со стен за собравшимися наблюдают разноцветные индийские божества.
– Закрываем глаза, – мурлычет мастер.
Веки наливаются свинцом и сами смыкаются.
– Выдохнули, расслабились. Напряжение уходит. Наблюдаем за внутренним пространством, – продолжается инструктаж. – Если появляются мысли, не вовлекаемся, не боремся, не анализируем. Следим за навязчивыми мыслями, как за белыми облаками, проплывающими в небе.
Но на йогу ходят не просто расслабляться, а совершенствовать физическое тело, как, впрочем, и более тонкие материи. На вечернем занятии в одной из киевских студий сегодня только женщины. Красивая худенькая брюнетка консультируется с инструктором. Сидя на деревянной лавке, пожилая рыжеволосая дама с косой а-ля Тимошенко листает философский трактат. В углу громоздятся цветные коврики, а сквозь щели резных ширм видны книжные полки.
Менеджер по туризму Антонина Бузило приходит последней, впопыхах снимает обувь – опоздала.
– Похоже, пунктуальности йога меня не научила, – смеется она. – Но я не ставлю перед собой глобальных целей. Просто занимаюсь для себя: работа в турагентстве очень нервная. Кто на самолет не успел, кого в отеле плохо встретили. За день такого наслушаешься! К концу рабочего дня – вся как оголенный нерв. Йога дает возможность снять стресс, причем не только физически. Это сложно объяснить.
По словам Антонины, в молодости йогой занималась ее мама. Тогда, в 80-х, по Советскому Союзу прокатилась первая волна повального увлечения необычной восточной практикой. Во всех НИИ вместо научной документации сотрудники штудировали учебники по йоге.
Драка и секс
Йога с санскрита переводится как "соединение": имеется в виду возможность освободиться от оков телесности и слиться с богом. Считается, что это занятие пацифистов. Впрочем, существовала также ютха-йога – боевая техника, мастера которой умели наносить противнику смертельные удары из положения лежа, в позе лотоса, драться с закрытыми глазами. Но восстановить эту древнюю практику пока никому не удалось.
– Жаль, что такие знания утеряны, − вздыхает начинающий йог Леонид Александровский, который профильные студии не посещает, предпочитая по книгам заниматься у себя в гостиной, на коврике. – Для меня йога – путь к правильному дыханию и правильному мировоззрению. В процессе занятий меняется не только самочувствие – жизнь. Наверное, поэтому это так модно. Люди хотят быть более здоровыми, стремятся развивать творческие способности.
Ознакомившись с йоговской литературой, дипломированный юрист пересмотрел свои взгляды не только на общество, но и на принципы личных взаимоотношений.
– Секс для йога – это прежде всего возможность самосовершенствоваться, – с выражением цитирует очередной трактат г-н Александровский. – Самосовершенствоваться можно разными путями. Самый надежный – не заниматься сексом.
Одних к йоге приводит праздный интерес, других – желание поправить здоровье. Инструктор Руслан Стаднюк утверждает: он своим обращением в йогу "руке судьбы" не обязан.
– В моей жизни не было переломного события или каких-то серьезных проблем со здоровьем, которые побудили бы меня ею заняться, – рассказывает Руслан. – Я с детства любил спорт, а потом увлекся философией Ошо и начал практиковать йогу. Все произошло само собой: йога вошла в мою жизнь очень плавно и органично.
Теперь Руслан курит благовония для своих учеников и уже не учится, а сам обучает. По словам инструктора, результативно заниматься можно в группе и из пяти, и из ста человек, было бы желание и свободное пространство. А вот на вопрос, что дает йога, он отвечает: "Может дать спокойствие ума, крепкое здоровье, но может и не дать".
Есть солнце
"Стала спокойнее, уравновешеннее, похудела!" – комментирует свои успехи киевлянка Надежда Винчур. Правда, вслед за йогой эта быстро увлекающаяся женщина заинтересовалась эзотерикой и "солнцеедением". Последовательница выходца из Индии Хира Ратана Манека, уверяющего, что можно есть солнечную энергию глазами, она вечерами глядит в окно и поглощает деликатес из лучей заката. Впрочем, не в пример Манеку, который будто бы под наблюдением ученых НАСА обходился без пищи больше года, Надежда от любимой колбасы не отказалась.
Есть глазами солнечный свет, особенно в период кризиса – навык полезный. Как и умение сохранять душевное равновесие. Но мировая финансовая нестабильность клиентов йога-центрам не прибавила. От лишней статьи расходов предпочли отказаться даже посетители некоторых весьма демократичных студий.
– Во многих школах учеников действительно стало меньше, – отмечает инструктор Киевской школы йоги Анатолий Пахомов. – Хотя у нас абонемент на 4 занятия стоит 200 грн., а это не такая уж большая сумма, некоторые ребята решили взять тайм-аут.
Г-н Пахомов, которого в зале не называют иначе, как "наш гуру", говорит, что среди его учеников подавляющее большинство − женщины.
– Они легче на подъем, более восприимчивы ко всему новому. Женщины – скрытая сила общества, – философствует инструктор. – В 80% случаев на занятия приходят, чтобы избавиться от проблем со здоровьем. Отдельные барышни желают похудеть. Но когда меня спрашивают "Получу ли я крепкое здоровье?" или "Похудею ли я?", всегда отвечаю: "Не знаю". Все зависит от человека. Инструктор дает упражнения, а работает над собой ученик. То же, к примеру, с позой лотоса. Кто-то осваивает ее сразу, у кого-то на это уходят годы: все индивидуально.
По словам Анатолия Пахомова, в Киеве действует всего четыре серьезные школы йоги.
– Плюс есть грамотные инструкторы, которые работают индивидуально, – говорит он. – Есть и различные псевдойоги, зарабатывающие деньги на модном веянии. Как правило, это бывшие спортсмены, превращающие уроки в цирк. Если на третьем занятии человека ставят на голову или скручивают – толку от такого не будет, только вред. Выбивают позвонки, а потом человек мучается от боли в спине и думает: "Наверное, чакру нужно почистить!"
В некоторых школах помимо обычных занятий принято организовывать выездные семинары – на море или в горы.
– Конечно, такие путешествия не для людей, предпочитающих пятизвездочный комфорт. Но есть отдельные элитные студии, которые занимаются исключительно проведением VIP-семинаров, – рассказывает г-н Пахомов.
Впрочем, уверяет гуру, внешний антураж – мелочь. Йога – это состояние сознания, тотальный покой. И если верить древней индийской мудрости, для тех, кто обрел тело из пламени йоги, нет ни болезни, ни старости, ни смерти.