В конкурсе очередного Каннского фестиваля Украина представлена самым неожиданным образом. Австрийский режиссер Ульрих Зайдль везет на кинофорум фильм «Импорт/Экспорт» — историю любви украинской гастарбайтерши и австрийского скинхеда. Исполнительница главной роли — актриса Николаевского драмтеатра Екатерина Рак — угодила в компанию титулованных актрис, празднующих в Каннах 60-летие мероприятия
Оргкомитет Каннского фестиваля в этом году ослепляет "представительским классом" участников и гостей. Специально к юбилею любимым режиссерам Канн — в числе которых Кроненберг и Китано, Кончаловский и Каурисмяки, Кар-вай и братья Коэны — предложено привезти с собой по трехминутному фильму на тему "Зал кинотеатра". Согласитесь, тема — не для боевиков. Хотя, кто знает, фантазия режиссеров изощренная…
Битва титанов
В список 22 конкурсантов страшно заглядывать. Таким перечнем имен не мог бы похвалиться и пафосный фестиваль 2005 г. Основное внимание будет уделено режиссерам и их новым картинам. Среди них немало лауреатов прошлых лет. К примеру, Квентин Тарантино. В 1994-м его "Криминальное чтиво" завоевало главный приз. В нынешнем он явит публике "Доказательство смерти" — полную версию (120 минут фестивального фильма против 87 прокатного) хоррора "Молотильня", снятого совместно с Робертом Родригесом.
Россиянин Александр Сокуров везет в Канны уже свой пятый фильм — "Александру" с оперной примой Галиной Вишневской в главной роли. Картина претендует на главную кинематографическую награду — "Золотую пальмовую ветвь". Больше него из нынешних участников на фестиваль приезжал только тайванец Хоу Сяо Сьен, который привозит свои фильмы в шестой раз. Второй русский фильм, представленный в Каннах, — "Изгнание" Андрея Звягинцева, продолжает метафорическую стилистику его сенсационного дебюта "Возвращение". После завоеванных в Венеции двух "Золотых львов" режиссера считают прямым наследником Андрея Тарковского и о его вероятном успехе говорят даже мэтры кино. К слову, жюри конкурса короткометражных фильмов-дебютов возглавляет также россиянин — автор нашумевшей картины "Остров" Павел Лунгин. До него почетную миссию вручения "Золотой камеры" выполняли такие гиганты, как Вим Вендерс и Мартин Скорсезе.
"Наші" в Каннах
Благодаря австрийцу Ульриху Зайдлю на нынешнем фестивале будет представлена и Украина.
Ульрих учился в Вене. Изучал журналистику, театроведение и историю искусств. Чтобы оплачивать обучение, подрабатывал сторожем, работал на складе и "тестируемым пациентом фармакологической продукции". Только в 26 лет решился посещать киноакадемию, которую успешно забросил после дебюта своего первого документального фильма Einsvierzig (1980). Проработав двадцать лет в документалистике, Зайдль снял свой первый полуигровой фильм "Модели" (1999). Успех пришел к нынешнему каннскому конкурсанту на Венецианском фестивале, отметившем своей наградой его "Собачью жару" (2001).
"Действие моего нового фильма "Импорт/Экспорт", — сообщил Ульрих Зайдль Фокусу перед началом съемок в Украине, — будет разворачиваться зимой. По сути, это антипод "Собачьей жары". Я жду зимних, жутких, собачьих холодов на Украине, чтобы приступить к съемкам. Никакого солнца!"
Увы, ждать австрийцу пришлось долго: зима в Украине выдалась на диво теплая.
Но Зайдль никуда и не спешил. Только отбор актеров для фильма, который покажут Каннской публике, отнял у его съемочной бригады год. Скинхеда Пауля нашли быстро, а вот на главную женскую роль пробовались 500 актрис. Искали их не только в Киеве, но и в регионах. В конце концов, на роль медсестры Ольги взяли Екатерину Рак — актрису Николаевского художественного театра. Зная пристрастие австрийского нонконформиста к непрофессиональным актерам, выбор удивительный, но, конечно, не случайный.
Нынешняя претендентка на звание лучшей актрисы Канн — не единственная, кто прошел изнурительный кастинг. По результатам кинопроб в фильм угодил ученик 11 класса СШ № 24 Краматорска Дима Гачков. Бедному мальчику приходилось пить и курить перед камерой (о чем он потом просил прощения у мамы).
Екатерина Рак тоже не сразу вжилась в роль медсестры-иммигрантки. В общем, это было как раз то, что нужно Зайдлю. "Сначала мы искали украинку, живущую в Австрии. Но оказалось, что девушки, живущие здесь, успевают освоиться в стране за несколько месяцев пребывания в ней. Я хотел найти актрису, которая никогда не была на Западе. Нужно было запечатлеть ее непосредственную реакцию, эмоции", — говорил Зайдль.
Каких-то 10 лет назад голливудские промышленники в поисках дешевых панорамных видов снимали в Чехии. Теперь слава самой дешевой съемочной площадки у Украины.
Конкуренты не дремлют
Мало кто знает, но первый кинофестиваль в Каннах был запланирован на сентябрь 1939 г. В аккурат, когда началась Вторая мировая. Пришлось отложить мирные утехи синефилов до лучших времен. Фестиваль возобновился лишь 1946-м. С этого года Канны и насчитали себе 60 полновесных лет. Один срыв не в счет — фестиваль 1968-го не состоялся из-за знаменитой Студенческой революции.
К слову, как раз тема революции волнует Ульриха Зайдля меньше всего. "Текущую политическую ситуацию в Украине я освещать не собираюсь, да и вообще в моих фильмах это не главное, — говорит австрийский режиссер. — Для меня важнее тот факт, что в Украине много безработных. Моя героиня — медсестра, которая хочет уехать в Австрию на заработки. В Австрии 90% уборщиц — женщины из Украины или Молдовы. Многие из них приезжают в страну нелегально, они охвачены страхом, годами не видят родных".
Зайдль — в числе немногочисленных дебютантов Канн. Но даже среди них у его "Импорта/Экспорта" есть достойные конкуренты. К примеру, лента американца Дэвида Финчера "Зодиак", которую сняли с проката, как только стало известно, что ее представят в Каннах.
Фестивальные хроники
1947195319551977198019831989 1990Дебютанткой считается и француженка Катрин Брейя. Та самая, что всласть поиздевалась над звездой порнофильмов Рокко Сиффреди, сняв нашумевшую "Порнократию" с его участием. Рокко в фильме работал, в основном, ушами, выслушивая длинные монологи главной героини. На 60-летии Канн Брейя покажет свою версию "Опасных связей" — костюмную эротическую драму "Старая любовница". В фильме снялись Азия Ардженто и Амира Казар. У нашей артистки Екатерины Рак достойные конкуренты.
Кино под икорку
Канны — это не столько тонны черной икры, заказанной для гостей на Сахалине, сколько возможность заявить о себе. Это хорошо понимают члены нашей официальной делегации в городке со всемирной славой. В нынешнем году с помощью Nemiroff им удалось организовать в каннском ресторане "Лонг-Бич" презентацию украинского кино. Будут на ней и горячительные напитки, и нарезочка из новых украинских фильмов. К примеру — отрывки из "У реки" Евы Нейман — с Ниной Усатовой и Мариной Полицеймако в главных ролях. Покажут и отрывки из работ учителя режиссера — Киры Муратовой — "Два в одном" и "Кукла". А также — представят "сырой" вариант нового фильма Романа Балаяна, который взялся за режиссуру впервые за 17 лет.
— Наконец-то Роману удалось осуществить свою идею за украинские деньги, — сказал в интервью Фокусу Андрей Халпахчи, формальный "хозяин" каннской презентации. — Канны — это ведь не только основной конкурс. Для многих, и нас в том числе, важно заявить, что кинорынок в стране есть и он развивается. К сожалению, в Украине нет конкретной организации, которая бы занималась дистрибуцией наших фильмов в Европе. Однако процесс налаживается. Киру Муратову поддержала российская компания "Централ Партнершип", немецкая компания MDC является дистрибьютором фильмов "Штольня" и Orangelove. Для нашего кино забрезжил свет в конце тоннеля.
Блиц-интервью
Накануне Каннского фестиваля Фокусу удалось пообщаться с Екатериной Рак, артисткой Николаевского художественного драматического театра, исполнительницей главной роли в фильме "Импорт/Экспорт".
— Катя, верно ли, что это ваша первая роль в кино?— Да, правда. Но на сцене театра я работаю уже 10 лет. Закончила институт культуры и студию при украинском театре. А еще училась в медучилище. Это мне очень пригодилось, ведь моя героиня Ольга — по сценарию медсестра. Режиссер просил меня не играть, быть естественной. Я думаю, мне было бы легче справиться с ролью, если бы я действительно была непрофессионалом.
— Кто еще из украинцев прошел кастинг у Зайдля?— Мне подобрали "семью": брата, мать и сестру из числа тех, кто никак не связан с миром кино или театра. Более того, среди безработных — на этом настоял Зайдль. В фильме они играют самих себя — обездоленных украинских людей.
— Зная предыдущие работы австрийца, можно предположить, что и в новом его фильме много откровенных и жестких сцен? Вас не смущал экспериментальный характер фильма?— Нет, я не согласна. Просто он снимает реалистичное кино. Конечно, сначала было трудно согласиться сыграть ряд сцен. Но Ульрих мне объяснил, что по-другому будет плохо, неправдиво. Такие сцены были необходимы по сюжету.