Разделы
Материалы

Животные в зоне. Как спасают собак Чернобыля

Галина Ковальчук
Фото: cleanfutures.org

Системной помощью животным занимается американская организация Clean Future Funds. Ее представитель Лукас Хайксон рассказал о своем опыте работы в зоне

Жизнь в Чернобыле не такая, как показывают в компьютерных играх. Апокалиптические виды присущи разве что покинутому городу Припять, но на самой АЭС работают более двух тысяч человек, в городе Славутич живут более 20 000 человек. Несмотря на катастрофу, люди продолжают жить в зоне. А где люди — там и животные. Вокруг Чернобыльской АЭС живет популяция собак, и она увеличивается. Чаще всего эти животные бездомные, не привитые, страдающие от голода и травм. Работники АЭС пытаются их приветить и накормить, однако системной деятельностью по спасению бездомных животных занимаются американцы — организация Clean Future Funds, которую основали Лукас Хайксон и Эрик Камбариан. О том, как работает проект под названием "Собаки Чернобыля", Фокус расспросил Лукаса Хайксона, а также Мередит Айян, исполнительного директора партнерской организации SPCA International, которая работает над предотвращением насилия над животными.

Новый опыт

История "Собак Чернобыля" началась пять лет назад. Тогда американцы приехали на АЭС по программе обмена профессиональным опытом. Лукас Хайксон — специалист по радиации, Эрик Камбариан специализируется на чрезвычайных ситуациях.

"До того, как мы приехали в Чернобыль, у меня было вполне академический опыт — по радиации и ядерной энергии. Я не понимал, с какими проблемами сталкиваются люди в таких местах. Знаете, есть разница между тем, что ты читаешь и что видишь в реальности, то, что ты можешь внедрить. И для меня это был очень ценный опыт — видеть проблемы работников АЭС, то, что у них не было даже экипировки, чтобы делать свою работу", — рассказывает Лукас.

Эта поездка запомнилась Лукасу тем, что он сразу же по приезде в зону увидел собак. "Ты проходишь охрану, КПП, заходишь внутрь, и там сидит четыре-пять собачек. Помню, что это было очень странно, последнее, что ты вообще ожидаешь увидеть на атомной станции, это собаки. И чем дальше мы углублялись в зону отчуждения, тем больше животных видели. На самом деле их популяция больше, чем можно было представить", — вспоминает он.

По оценкам Clean Future Funds, вокруг Чернобыльской АЭС живет более 250 собак, еще несколько сотен обитают в Припяти. Сразу после Чернобыльской катастрофы советская армия получила приказ уничтожить животных, и собаки вокруг АЭС были перестреляны. Однако абсолютно всех животных, укрывающихся в покинутых деревнях, не удалось найти. Их потомки сейчас и составляют популяцию собак Чернобыля.

Как живется в зоне

Разговаривая с работниками АЭС, Лукас Хайксон выяснил, что есть животные, которые постоянно живут вокруг станции. И работники стараются их подкармливать, заботиться.

"Но, скажем прямо, АЭС не то место, где могут жить животные. В зоне животным трудно. Мы были в Чернобыле и зимой, и летом, и видели там бездомных собак, которые лежали в снегу. Это ведь промышленный регион, там много аппаратуры, ездят большие машины. Эта небезопасная среда, бездомность, хищники вроде волков значительно укорачивают собакам жизнь — в зоне они живут в среднем 3–5 лет. Многие животные умирают в холодные зимы, от голода", — делится наблюдениями Лукас.

Очевидно, животные нуждаются в помощи и улучшении качества жизни. Собаки Чернобыля не стерилизованы, и популяция увеличивается бесконтрольно. При этом они часто заражаются бешенством от диких животных, волков, к примеру, и становятся опасными и для работников АЭС, и для туристов, которые приезжают в зону.

Как им помочь

Проект "Собаки Чернобыля" работает с 2016-го, он рассчитан на три года. Лукас Хайксон привлекает местных и киевских ветеринаров, ловцов, и они регулярно выезжают в зону, чтобы помочь животным. Их стерилизуют, колют вакцины, если нужно — забирают в клинику и пролечивают от болезней и травм. "Часто травмированы лапы собак, потому что они попадали в капканы, либо дрались с волками и имеют раны на шее", — говорит Лукас.

На эту деятельность нужны деньги, и организация занимается их сбором. Но не в Украине, а в Штатах и Европе. Кроме того, как рассказывает Лукас, у нас в стране недостаточно вакцин от бешенства, поэтому ему помогает Мередит Айян и организация SPCA International, которая предоставляет необходимые медикаменты. Она работает во многих странах мира и практически на всех континентах, включая Азию, Африку, Южную Америку, причем занимается не только материальным обеспечением, но и пропагандой гуманного отношения к животным.

Что тут делают американцы

Поначалу отношение жителей Чернобыльской зоны к американцам было недоверчивым. "Как-то мы ехали в поезде и слышали такие разговоры: "Кто эти люди? Почему приехали сюда?" — вспоминает Лукас.

Но достаточно было показать, как работает проект, что собаки живы, здоровы, отношение изменилось. "Через несколько недель после старта нашей программы начальник охраны АЭС подошел ко мне. Я подумал, что сделал что-то не так, и сейчас начнется разнос. Я занервничал. Но он раскрыл ладонь и показал мне разрисованную фигурку собаки. И сказал: "Вы полечили мою собаку, она сейчас чувствует себя отлично. И я сделал эту фигурку, сам ее разрисовал, и она теперь стоит у меня на рабочем столе" — так Лукас понял, что все делает правильно.

Американец рассказывает, что без поддержки местных жителей и администрации он не смог бы работать в Чернобыле. К примеру, когда в зону приезжает команда ветеринаров, то администрация АЭС предоставляет им помещение, воду и электричество, чтобы можно было делать медицинские процедуры.

Мечты и планы

В дальнейшем американцы планируют давать животным Чернобыля не только медицинскую помощь, но и обеспечивать кормом, которого в зоне не хватает. Мечта Лукаса Хайксона и его коллег — организация приюта для собак Чернобыля и программа по их адопции, поиск дома и хозяев в США и Европе.

"Есть юридическая сторона вопроса. У нас очень много запросов на адопцию животных Чернобыля. Но чтобы вывезти их из зоны, нужны специальные разрешения. Мы годами ведем переговоры с украинскими властями, чтобы они дали нам такое разрешение. И буквально три недели назад мы получили официальное письмо от администрации зоны отчуждения, которое разрешает нам вывозить и давать приют щенкам возрастом до года", — делится успехами Лукас.

У американцев хорошие шансы спасти многих собак Чернобыля. В западных странах есть особенная культура домашних животных — люди предпочитают брать бездомных собак, либо из приютов. Как рассказывает Мередит Айян, для этого есть много веских причин, в том числе то, что бездомные собаки не имеют столько проблем со здоровьем, как породистые, они живут дольше, и на их содержание нужно меньше денег. Поэтому своим глобальным заданием американские зоозащитники считают внедрение этой культуры и в Украине, изменение мировоззрения людей, чтобы бездомных животных в нашей стране было как можно меньше.