Рынок продаж автомобилей в Китае в этом году впервые обогнал США. Сегодня 1,3 млрд. жителей Поднебесной - желанная клиентура местных и мировых автопроизводителей
Аббревиатура BYD, обозначающая одного из крупнейших китайских автопроизводителей, расшифровывается как Build Your Dreams, что в переводе означает "сделай мечту явью". На заре своей деятельности BYD занимался изготовлением аккумуляторов для мобильных телефонов. Теперь основатель концерна Ванг Чуанфу замахнулся не только на местный автомобильный рынок, но и собирается превратить свое детище в бренд с мировым именем, производителя качественной и экологически чистой продукции, а к 2025 году сделать BYD крупнейшим в мире автоконцерном, выпускающим электромобили. Чуанфу считает проект амбициозным, но вполне выполнимым. Похоже, что в воплощение в жизнь своих чаяний свято верит не только Ванг Чуанфу, но и американский миллиардер Уоррен Баффет. Последний подкрепляет свою веру в будущее китайского автопрома твердой валютой – недавно Баффет инвестировал в BYD $250 млн.
Залогом успеха BYD в мире, переполненном технологиями и автоматизированными конвейерами, может стать обычный китайский рабочий. Вернее, 130 000 рабочих – именно столько трудяг задействовано на 11 заводах компании. В 2000 году Чуанфу сознательно отказался заменить физическую рабсилу на дорогостоящие линии, оснащенные роботами. И не прогадал. Дешевый труд – по-прежнему один из главных козырей Китая. И этим пользуется не только местный бизнес, но и западные компании. К примеру, на заводах GM в Шанхае рабочие получают в десять раз меньше, чем их американские коллеги по цеху.
Но в Поднебесной скромные потребности – характерная черта не только работников фабрик и заводов. Сам Ванг Чуанфу, несмотря на то, что возглавляет крупнейшее производство, – воплощение непритязательности. Он по-прежнему питается в столовой BYD компании и живет в принадлежащем компании жилом комплексе. История BYD может стать классическим примером того, как Китай стремительно завоевывает мировой рынок.
Старикам здесь не место
Пока китайские автопроизводители строят радужные планы, западные специалисты делятся неутешительными прогнозами. Компания GSM Worldwide предрекает в этом году 9-процентное падение отрасли, то есть мировые продажи вряд ли превысят 56 млн. легковых авто (для сравнения: в 2008-м было продано около 68 млн. машин). Пессимисты говорят о том, что пережить кризис удастся далеко не всем и из 20 крупных концернов останется не более 10. Глава концерна Fiat Серджио Марчионне заявил на днях, что выстоять смогут только те, кто производит не менее 5,5 млн. авто в год. Именно для увеличения мощностей Fiat придется создать новую компанию, в которую, по словам Марчионне, войдут Chrysler, GM Europe и GM"s Latin American. У многолетнего лидера этого рынка GM дела действительно плохи. Продажи в Америке упали на 45%, поэтому заводы в США пришлось остановить. Два других американских автопроизводителя – Chrysler и Ford столкнулись с проблемами еще до начала кризиса. Как только цены на бензин подскочили, большие автомобили превратились в обузу, и американцы стали пересаживаться на малолитражные машины. Другой рынок – японский – сегодня тоже в глубокой рецессии. По оценкам специалистов, продажи здесь сократились до уровня 1970-х годов.
Зато в Китае в этом году продажи ощутимо возросли. В I квартале китайцы купили 2,7 млн. авто, обогнав на полмиллиона американцев. Такому ажиотажу способствует и политика правительства, которое выделило субсидии для тех, кто проживает в сельской местности или желает заменить старую машину на новую. Программа поддержки автопрома оценивается в $277 млрд. и предполагает не только стимулирование продаж для жителей села, но и автокредитование и покупку экологически чистых машин. Правительство также намерено сократить количество автогигантов, оставив 2–3 крупных концерна, способных производить свыше 2 млн. автомобилей в год, и не более 5 компаний с объемом производства до 1 млн. авто в год. Таким образом, уже в текущем году рынок китайских автомобилей может составить не менее 10 млн. машин. Китай теперь может смело рассчитывать на покупку убыточных иностранных компаний, а ведь раньше подобные амбиции иначе как оскорблением мировые бренды называть не могли. Но кризис поубавил пыл владельцев известных марок, и, кто знает, возможно, уже в ближайшее время Volvo, Saab, Opel и Dodge получат собственника с китайским паспортом, единственного, кто может сохранить компании на рынке и помочь им выжить.
Китайскими тропами
Для китайских производителей кризис может стать хорошим подспорьем в продвижении своих марок.
Впрочем, компаниям еще придется попотеть над ребрендингом устоявшегося выражения Made in China. Ведь пока это знак сомнительного качества. Сегодня нация, некогда подарившая миру порох, компас, бумагу и печатное дело, больше занимается откровенным копированием, нежели создает свои модели автомобилей. Самым скандальным близнецом оказался люксовый седан GE от Geely, практически идентичный Rolls Royce Phantom.
Ричард Картер, глава департамента по коммуникациям компании Rolls Royce, так отозвался о появлении "китайского брата": "Наш бренд – это прежде всего роскошь. У нас за плечами – невероятная вековая история. А китайский автомобиль ничем подобным похвастаться не может. Это всего лишь копия, к тому же не очень качественная. Мы даже немного разочарованы тем, что они сделали подобную модель".
Представитель Geely Фрэнк Жао уверяет, что их продукт – никакая не копия: "Это не что иное, как концепт-кар. Мы хотели показать миру, что способны смоделировать машину уровня luxury. Наша модель существенно отличается от Rolls Royce. И я не хотел бы вступать в дискуссию по этому поводу. Это наше видение, наш оригинальный дизайн".
Когда же руководство Rolls Royce пожелало встретиться с главой Geely для джентльменского разговора, глава китайского автоконцерна оказался недоступен. Однако портить отношения с представителями страны, которая может стать главным рынком для многих компаний, Rolls Royce не захотел, и конфликт угас сам собой.
Шанхайский автосалон стал стартовой площадкой для запуска в продажу новых моделей, и таких набралось рекордное число. На выставке состоялось 13 дебютов. Самым заметным был четырехдверный седан Panamera от Porsche. Представители компании без устали повторяли прессе, что демонстрация этой модели, которую также будут собирать в Китае, – лишнее подтверждение важности китайского рынка для европейских производителей. И не только для них. В этом году в выставке приняли участие более 1500 компаний и производителей автозапчастей из 25 стран мира. Некоторые известные бренды не стали участвовать в других автосалонах, но не пожалели средств для своих стендов в Шанхае. Результат превзошел все ожидания: выставку посетили более 700 тыс. человек, на ней было представлено 918 автомобилей, из которых 602 китайского производства. Кстати, многие пришли не просто поглазеть на отполированные до блеска машины, но и для того чтобы выбрать себе авто. По данным компании Chongqing Lifan Auto, сумма сделок за время работы автосалона составила около $170 млн. Нашли покупателей и дорогие марки. Так, уже упомянутый Rolls Royce продал 18 авто, Bentley – 15.
Правильной стратегией на рынке может похвастать Volkswagen, который занял первое место в мире по продажам, оттеснив компанию Toyota, пострадавшую от кризиса в США и у себя дома. Половина продаж Volkswagen приходится на те страны, где правительство активно стимулирует рынок автопродаж: Бразилию, Германию и Китай. Словно предвидя кризис, Volkswagen давно заключил сотрудничество с Shanghai Automobile Industry Corp. Такси, которые колесят по шанхайским улицам, – это сплошь VW Santana 3000.
Электрификация плюс
По данным ООН, на 1000 жителей в Китае приходится всего 40 авто. У 85% населения никогда прежде не было машины. И хотя некоторые эксперты довольно скептически оценивают покупательную способность китайских клиентов, у западных компаний нет иного выхода кроме как попытаться завоевать этот рынок. Экспансия же китайских брендов имеет больше шансов, главное – успеть занять вакантную нишу и предлагать качественную продукцию.
"Если говорить об автомобилях, работающих на новых видах энергии, то Китай здесь находится на том же уровне, что и другие страны, – утверждает Ванг Чуанфу. – Но наша продукция имеет существенное отличие: нам ни разу не приходилось отзывать свои авто. А значит, они качественнее тех, что изготавливают в других странах. И если есть такое понятие, как высокие стандарты, то китайские производители могут им соответствовать".
Яна Седова