Разделы
Материалы

Церковный развод. По каким правилам будет происходить в Украине раздел храмов и приходов

Лилия Брудницкая
Фото: УНИАН

Православным верующим в Украине скоро придется определяться, через какой патриархат им молиться Богу — грядет новая единая церковь. И хотя томос еще не предоставлен, предстоятели действующих церквей ведут разговоры о храмах и конкуренции за приходы. Как они будут делить земли и души, разбирался Фокус

О том, что важнейшую роль в становлении новой церкви сыграет передел имущества и храмов, свидетельствует такой факт: Верховная Рада поддержала инициативу президента Украины о передаче в пользование Вселенскому Патриархату Андреевскую церковь. Чтобы документ не был оспорен, его оформили как закон.

Предстоятель УПЦ (КП) Филарет в ходе своего выступления на конференции в Атлантическом совете предположил, что в Украинскую единую автокефальную церковь перейдет примерно две трети приходов УПЦ (МП). Механизм перехода он объяснил позднее на пресс-конференции в ИА "Укринформ": "Это собрание всей общины, если две трети прихода проголосуют за то чтобы остаться в российской церкви, значит, этот приход будет принадлежать российской церкви. Если же две трети прихожан проголосуют за украинскую церковь, то храм вместе с прихожанами перейдет в украинскую православную церковь. Если не будет двух третей, то тогда остается так, как есть. То есть, если двух третей нет, а приход находится в Московском патриархате, то он и останется в Московском патриархате".

Вроде бы все четко и логично. Если не углубляться в украинское законодательство.

Власть десятки

С точки зрения украинского права, ни о каких двух третях или трех четвертях прихожан в процессе перехода приходов из патриархата в патриархат и речи нет. Юрист Евгений Данильченко объяснил Фокусу: "Решения религиозной общины принимаются общим собранием религиозной общины. Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях" не обязывает религиозные общины вести учет своих членов, поэтому их реальное количество сложно определить. Также законодательство не содержит требований к большинству, имеющему право принимать решения. Для основания религиозной организации достаточно не менее десяти человек, достигших 18-летнего возраста. И если соберется, условно говоря, эта "десятка", она может принять решение по вопросу смены патриархата, даже если соберется не в полном составе, в количестве шести человек, например". В то же время, обращает внимание эксперт, "если все-таки в соответствии с уставом или внутренними правилами учет прихожан ведется, достаточно простого большинства 50+1 голос". Если конечно, уточняет Данильченко, в устав религиозной общины ранее не было включено общее положение о внесении изменения в устав квалифицированным большинством (2/3 или ¾ голосов) или специальное положение о квалифицированном большинстве в случае голосования за изменения подчинения общины.

Главная битва церквей, если они войдут в состояние конкуренции, развернется на местном уровне, в конкретных религиозных общинах

Теоретически церкви должны быть заинтересованы в учете верующих, ведь в законодательстве религиозные организации состоят из религиозных общин, которые являются согласно законодательству "местными". На практике, как рассказывает Фокусу на условиях анонимности священник одной из православных украинских церквей, не везде и не всегда такой учет ведется, как и не протоколируются решения собраний прихожан.

Доверительные отношения между священником конкретного прихода и верующими объяснимы. Но они же могут стать — и становятся — уязвимым местом для церквей в конкуренции за приходы. Ведь законодательство предоставляет религиозным общинам право свободно менять подчинение религиозным центрам, в том числе тем, которые расположены за пределами страны (ст. 8 Закона "О свободе совести и религиозных организациях").

То есть главная битва церквей, если они войдут в состояние конкуренции, развернется на местном уровне, в конкретных религиозных общинах.

Большинство и меньшинство

Во что она может вылиться, можно уже судить по конкретным примерам: в Украине с тремя православными церквями переходы общин между патриархатами — не ежедневная, но все-таки наработанная практика.

По словам источника из околоцерковных кругов УПЦ Киевского патриархата, переход на местах осуществляется так: собирается инициативная группа из прихожан УПЦ (МП), обходит всех прихожан села (поселка) с опросом насчет желания перейти в Киевский патриархат. После чего проводится собрание религиозной общины, фактически общины всего населенного пункта, где и принимается решение путем голосования в соответствии с уставом. Вносятся коррективы в устав в части принадлежности к патриархату.

Например, в августе 2018 года на собрании Свято-Михайловской общины УПЦ (МП) в селе Остров Радивиловского района Ровенской области были внесены изменения в устав, и приход перешел в УПЦ (КП).

Такие примеры не единичны. Как утверждает источник Фокуса в УПЦ (МП), переходят приходы в основном в западных областях: "У нас есть такая епархия, как Львовская: у нас около 30 храмов, а у раскольников сотни и сотни".

Охота за головами

Часто УПЦ (МП) рассылает свои группы, которые проводят опрос. Они спрашивают людей, поддерживают ли они украинскую церковь (она же называется Украинской православной), после чего манипулируют тем, что община высказалась почти поголовно "за"

При этом обе стороны "оф рекордз" намекают на то, переходы происходят под нажимом. В частности, в комментарии, полученном Фокусом от УПЦ (МП), процедуры смены подчинения общины патриархату названы схемами: "Сначала в селе разворачивают активную пропаганду, раздают брошюры и листовки про то, насколько плохой и непатриотичной является УПЦ. О священниках распространяют лживые сведения, что они якобы отказываются исповедовать или отпевать погибших бойцов АТО, что они не хотят украиноязычного богослужения, что это вообще "российская церковь", и прочую чепуху". Затем, по версии УПЦ (МП), проходит "своего рода референдум", количество подписей, собранных в ходе которого "превышает количество реальных жителей села. По итогам опроса созывается собрание сельской общины, которое выдают за "собрание религиозной ячейки".

Источник, близкий к УПЦ (КП), рассказывает, что часто УПЦ (МП) рассылает свои группы, которые проводят опрос. Они спрашивают людей, поддерживают ли они украинскую церковь (она же называется Украинской православной), после чего манипулируют тем, что община высказалась почти поголовно "за". Источник косвенно признает, что в условиях жесткого противодействия переходу со стороны УПЦ (МП) "люди, которые хотят перейти от МП в КП, ищут поддержку и находят ее в националистических кругах". То есть в противостояние вовлекаются политические силы.

При этом опросы и манипуляции — это только верхушка айсберга. Как уточняет юрист Евгений Данильченко, меньшинство религиозной общины, которое может представлять большинство жителей села или поселка, имеет право основать новую религиозную общину. Возникает вопрос: как делить храм?

Материальная основа духовного мира

Для этого следует ответить, чей он. И ответ неоднозначен.

"Церковное имущество на территории Украины — это компетенция государства. И использование храма глобально не отличается от использования киоска. То есть это должен быть объект, введенный в эксплуатацию и переданный в пользование", — рассказывает Фокусу адвокат Дмитрий Богуславский. Эксперт предполагает, что большинство религиозных центров передано в пользование (как, кстати, Андреевская церковь и Почаевская лавра). Значит, есть договоры, расторгнуть которые сложно — приходится идти в суд. "А там позиция очень разная может быть", — предупреждает Богуславский.

На практике оказывается именно так. "Юридическая служба в МП работает очень активно: они забрасывают судебными исками, жалобами ОБСЕ, полицию, Уполномоченного по правам человека, что делает невозможным активный переход других общин", — обращает внимание Фокуса источник, близкий к УПЦ (КП).

В комментарии, который получил Фокус от УПЦ (МП), приводятся несколько примеров таких судебных тяжб. В селе Куты Тернопольской области храм Святой Анны стал предметом спора между сторонниками УПЦ (МП) и УПЦ (КП). Инициатива пристроить крыло к храму, чтобы было где молиться прихожанам обеих церквей, не нашла поддержки. Более того, от прихожан УПЦ (МП) якобы потребовали 5 млн грн компенсации за храм. Вопрос переместился в суды, в результате Кассационный хозяйственный суд Верховного суда принял решение о законной принадлежности храма Тернопольской епархии УПЦ (МП) в селе Куты.

Культовое сооружение и имущество, являющиеся государственной собственностью, могут передаваться в поочередное пользование двум или более религиозным общинам с их взаимного согласия

Источник, близкий к УПЦ (КП), рассказывает о схеме УПЦ (МП): "Московский патриархат стягивает на собрания общины прихожан из соседних сел и из лавры (имеется в виду Почаевская лавра. — Фокус), нанимает охранную фирму, сотрудники которой закрываются в храмах и не допускают в них общину села".

Моление к Фемиде

Похоже, осознавая длительность и сложность судебных тяжб, заинтересованные стороны пробуют еще один вариант: 6 ноября 2018 года директор департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Андрей Юраш анонсировал внесудебное расторжение договоров о передаче в пользование Киево-Печерской и Почаевской лавр, если при их заключении были допущены нарушения. А уже 23 ноября по запросу Тернопольского облсовета Минюст отменил решение о госрегистрации права УПЦ (МП) на пользование Почаевской лаврой.

Таким способом спор о Почаевской лавре переводится во внесудебную плоскость.

УПЦ (МП) отреагировала молниеносно. В социальной сети председатель юридического отдела УПЦ (МП) Александр Бахов пишет, что отмена госрегистрации не отменяет самого договора на право пользования Почаевской лаврой. И добавляет, что "решение Минюста может быть отменено в судебном порядке".

Мирный исход

Необязательно дележ храмов на местах выльется в противостояние. "Часть 3 ст. 17 Закона Украины "О свободе совести и религиозных организациях" предусматривает, что культовое сооружение и имущество, являющиеся государственной собственностью, могут передаваться в поочередное пользование двум или более религиозным общинам с их взаимного согласия, — объясняет Фокусу юрист Евгений Данильченко. — Такие примеры известны. В Свято-Воскресенском кафедральном соборе в городе Ровно сосуществуют религиозные общины УПЦ (МП) и УПЦ (КП), правда, служат на разных уровнях храма".

Но есть нюанс: с точки зрения УПЦ (МП), священники УПЦ (КП) являются "раскольниками". Соответственно после их богослужений приходится "переосвящать" престол. Поэтому такие примеры, если начнется активный переход приходов, вряд ли станут системными.