Разделы
Материалы

Лечиться даром. На какие бесплатные анализы и обследования могут рассчитывать пациенты

Максим Ильин
Фото: УНИАН

На 1 июля 2019 года запланирован старт нового этапа медицинской реформы. С этого дня ряд диагностических процедур для украинцев будет бесплатным. На какую диагностику могут надеяться украинцы и хватит ли для этого выделенных из бюджета средств, разбирался Фокус

Государственная программа "Бесплатная диагностика" предусматривает проведение пилотного проекта, во время которого будут реализованы государственные медицинские гарантии по лабораторным исследованиям и диагностическим процедурам. Проще говоря, медицинские анализы и манипуляции будут оплачиваться за счет госбюджета через Национальную службу здоровья Украины (НСЗУ). Правда, принцип оплаты будет несколько иной, чем на уровне первичной медпомощи. Семейный врач получает так называемую капитационную ставку (370 грн) за определенный период за каждого пациента, с которым у него подписана декларация. При этом ставка выплачивается независимо от того, обращался в этот период пациент к врачу или нет. В случае же с программой "Бесплатная диагностика" принцип "деньги идут за пациентом" будет реализован более наглядно. НСЗУ собирается платить клинике за каждую проведенную конкретному пациенту процедуру или анализ.

Чекап по-украински

В программу в дополнение к восьми базовым анализам, которые уже оплачивает НСЗУ на уровне первички, войдут 12 новых анализов, 16 инструментальных исследований и ряд эндоскопических манипуляций. Планируется, что бесплатными для пациентов будут маммография и пять видов рентгена — грудной клетки, суставов, позвоночника, костей и околоносовых пазух. Также в чекап, как принято называть комплексную диагностику организма, будет входить эхокардиография, мониторинг ЭКГ и два вида теста для определения патологий сердечно-сосудистой системы. Включены в него шесть видов УЗИ (желудочно-кишечного тракта, почек, мочевого пузыря, артерий ног, щитовидной и молочных желез) и четыре вида биопсии под контролем УЗИ (щитовидной железы, лимфатических узлов, молочных и предстательной желез). Кроме того, в программу войдет удаление новообразований мягких тканей, носа, гортани, ушей, а также эндоскопические исследования и операции одного дня — пищевода, желудка, двенадцатиперстной и толстой кишки, мочевого пузыря, трахеи и бронхов.

В НСЗУ и Минздраве считают, что такие исследования и манипуляции позволят в целом поддерживать здоровье граждан на приемлемом уровне и не запускать тяжелые и опасные заболевания. Перечень медицинских услуг, включенных в программу, формировался исходя из двух факторов, сообщил в интервью Фокусу руководитель Национальной службы здоровья Украины Олег Петренко. Во-первых, обследование должно быть значимым для практики семейного врача, терапевта или педиатра, чья главная задача — профилактика серьезных заболеваний. Во-вторых, эти обследования и анализы направлены на раннее выявление заболеваний, которые лидируют в структуре смертности, — сердечно-сосудистые, болезни дыхательных путей, диабет и онкология.

Тарифы на диагностику, размер которых ниже себестоимости, ставит под сомнение участие приватных медучреждений в программе

По словам Олега Петренко, пациенту важно знать, что электронное направление на бесплатные обследования и анализы сможет дать только семейный врач, педиатр или терапевт, с которым подписана декларация. Где получить услугу, пациент может выбирать сам, независимо от своего места регистрации и места работы своего врача: в любом медучреждении, которое подпишет договор с НСЗУ на оказание услуг в рамках программы "Бесплатная диагностика".

Цена вопроса

Стоимость программы "Бесплатная диагностика" обойдется государству в 2 млрд грн. Именно такая сумма предусмотрена на нее в госбюджете на 2019 год. Это не очень много по сравнению с финансированием первичного уровня медицинской помощи, куда будут направлены 15,3 млрд грн. Но в Мин­здраве рассчитывают, что на бесплатную диагностику пойдут только те, кому будет недостаточно предусмотренных в первичке анализов и обследований.

Минздрав сформировал предварительный прайс, по которому государство в лице НСЗУ собирается оплачивать вторичный уровень медпомощи. Цены 12 анализов, которые войдут в программу, составят от 29 до 120 грн. Рентгенографические исследования будут стоить от 82 до 134 грн. Стоимость эндоскопических манипуляций и интервенций, в том числе пункций и биопсий, составит 195–1975 грн. Если сравнить предложенный ценник с данными портала doc.ua по одному из крупных региональных центров (Днепр), то можно увидеть, что на рынке существуют совсем другие цены.

Генеральный директор медицинского дома Odrex (Одесса) Тигран Арутюнян убежден, что анонсированные цены очень занижены. Очевидно, считает он, при ценообразовании государство исходило не из коммерческой себестоимости, а из того, какой суммой располагает бюджет. По расчетам генерального директора медицинской компании ilaya Алексея Шершнева, некоторые предложенные тарифы почти в шесть раз ниже реальной стоимости медицинских услуг. Применение тарифов, размер которых ниже себестоимости, ставит под сомнение участие приватных медицинских учреждений в программе "Бесплатная диагностика", многие из них даже не рассматривают такой вариант. Об этом Фокусу сообщил глава Ассоциации частных медицинских учреждений Дмитрий Левченко. Однако, отметил он, коммунальные учреждения здравоохранения, которым доступны дотации местных бюджетов на покрытие коммунальных и других расходов, смогут работать по таким тарифам.

Коммерческий директор сети медицинских лабораторий "Синэво Украина" Николай Скавронский считает, что обнародованные цены в основном покрывают переменные затраты по оказанию услуги, но практически не берут в расчет постоянные затраты, амортизацию и так далее, что дает определенные преимущества государственным лечебно-профилактическим учреждениям. По его словам, относительно лабораторной диагностики предложенные тарифы практически покрывают затраты на производство тестов (аналитический этап), но не позволяют организовать весь преаналитический этап — забор крови (манипуляционный кабинет, работа медсестры, расходные материалы для забора биоматериала) и ее логистику (доставка спецтранспортом из точки забора биоматериала в место производства теста).

"Именно не оплачиваемый отдельно преаналитический этап и создает основную "затратную" нагрузку, забирая на себя почти 70% тарифа, а остальные 30% тарифа — это уже затраты непосредственно производства", — говорит Скавронский.

Тигран Арутюнян подчеркивает, что медицинская услуга, которую оказывают ведущие частные клиники, отличается определенным уровнем качества. Например, если пациент в рамках медицинской манипуляции получает наркоз, то это наркоз самого лучшего качества, не имеющий побочных эффектов. Если же проводить наркоз в тех ценовых рамках, которые предлагает Минздрав, клиника будет вынуждена использовать самый дешевый препарат, который может вызывать побочные эффекты, и пациенты будут тяжело переносить манипуляцию. "Поэтому у нас возникает вопрос: хотим мы этого или нет. Мы позиционируем себя как компания, которая имеет высокие стандарты на рынке медицинских услуг, и снижение стоимости будет означать для нас или снижение стандартов качества, или работу в убыток", — рассуждает Арутюнян.

По его словам, руководимая им клиника заинтересована принимать участие в государственных программах и медицинской реформе, но пока не определила для себя, как именно это можно сделать. Поэтому представители частной медицины надеются на конструктивный диалог с государством в лице Минздрава, в результате которого тарифы будут повышены.

Пришла пора сооплаты

Алексей Шершнев тоже надеется на диалог с Минздравом и пересмотр тарифов. Однако, по его мнению, выходом из сложившейся ситуации, который позволит приватным клиникам принимать участие в реформе и дальше, может стать введение сооплаты, когда часть стоимости покрывает государство на уровне установленных им тарифов, а часть компенсируется из других источников. Причем этими источниками могут быть как деньги пациентов, так и платежи от страховых компаний, местных бюджетов, благотворительных фондов или даже хозяйствующих субъектов, которые могут оплачивать расходы своих сотрудников на медицинскую помощь.

Гендиректор ilaya обращает внимание на то, что в настоящее время в законе, который регулирует медреформу, нет запрета на использование частными клиниками механизма сооплаты. Такой запрет установлен только для бюджетных (коммунальных и государственных) медучреждений. "Пришло время обсуждать вопрос сооплаты. В законе написано, что сооплата не предусмотрена только для коммунальных и государственных клиник, для всех остальных сооплата не запрещена", — говорит он.

2 млрд грн предусмотрено в бюджете-2019 на программу "Бесплатная диагностика", на первичную медицину будут направлены 15,3 млрд грн

В настоящее время, поясняет наш собеседник, частные клиники, присоединившиеся к реформе, находятся в неравных условиях по сравнению с клиниками бюджетными: они сами платят налоги, за собственные средства покупают оборудование, расходники и лекарства, сами оплачивают коммунальные платежи. Но при этом не имеют возможности выписывать рецепты по программе реимбурсации. Если в частной клинике сломается аппарат УЗИ, то она сама будет искать на него деньги, в то время как коммунальное медучреждение обратится к местному совету и получит от него средства. Поэтому небольшая уступка для частного медицинского бизнеса, которая позволит совмещать бюджетные и внебюджетные финансы в оплате медицинской услуги, по мнению представителей этого бизнеса, не является признаком социальной и классовой несправедливости.

В Ассоциации частных медицинских учреждений также считают сооплату решением проблемы. Ведь большинство пациентов, по словам ее руководителя, готовы оплатить качественную медицинскую услугу в коммерческих учреждениях.

Вместе с тем ожидать, что частным клиникам позволят применять сооплату в программах, которые финансирует госбюджет, вряд ли стоит. В данном случае более реальным видится вариант пересмотра тарифов в сторону повышения.

Исходя из логики экспертов, можно прийти к выводу, что предложенные суммы ориентированы в первую очередь на коммунальные и государственные медучреждения, бюджетные клиники, которые при любой реформе будут дотироваться из бюджета. Тем не менее даже бюджетные клиники, которые входят в реформу, становясь таким образом хозяйствующим субъектом, не смогут покрыть затраты на некоторые исследования, себестоимость которых выше предложенных Минздравом тарифов. Практика показывает, что "продвинутые" бюджетные медучреждения хотят конкурировать за пациента с частными клиниками и тоже стараются оказывать высококачественные медуслуги. Для этого им нужно использовать дорогостоящие расходники и привлекать к сотрудничеству высококлассных специалистов, которые требуют достойной оплаты. Правда, у государственных и коммунальных клиник есть дополнительный ресурс в виде местных бюджетов, которые наверняка будут направлены на поддержку бесплатной бюджетной диагностики.

Кроме того, нужно учитывать, что страна вступает в затяжной предвыборный процесс. Несмотря на то что реформа финансовых механизмов в системе здравоохранения проводится в соответствии с законом, отменить который сложно, в коридорах Минздрава ощущается опасение, что далеко не все кандидаты в президенты поддерживают происходящие изменения. Поэтому смена руководства страны может радикально изменить и курс реформы, чего, собственно говоря, и ждут во многих областных и районных больницах. В этой ситуации Минздрав может опираться на поддержку только со стороны частных клиник. Если, конечно, договорится с ними по поводу тарифов. Никто не прорекламирует медреформу лучше, чем частные клиники, которые предоставят за счет бюджета неизвестный ранее рядовым гражданам уровень медицинского сервиса.