Не всем выпадают такие подарки к юбилеям: сегодня, 3 февраля, в день своего сорокалетия предстоятель Православной церкви Украины митрополит Епифаний во время Божественной литургии в Соборе Святой Софии Киевской будет "возведен на кафедру". Чем успел запомниться Епифаний до этого знаменательного события и какие задачи ему предстоит решать – разбирался Фокус
Четыре вехи Сергея Думенко
Историю с воцарением Епифания на троне украинского православия можно назвать четвертым ключевым моментом в его судьбе. Первый был связан с личным выбором: после школы выпускник Сергей Петрович Думенко, не знавший своего отца, но впитавший многое из наставлений своей бабушки, решил пойти учиться в семинарию. Священник, исполнявший роль его духовного пастыря, не дал благословения на учебу в заведении Московского патриархата. И в некотором смысле "Бог управил" так, что юный Сережа отправился в Киевскую духовную семинарию. Учился прилежно. Путь в Киевскую духовную академию стал естественным продолжением начатого.
Вторая веха биографии пришлась на его 28-летие. В Михайловском Златоверхом монастыре карьера мирянина Сергея Думенко прекратилась. Он был пострижен в монашество с именем, данным в честь святителя Епифания Кипрского, жившего в IV веке и прославившегося обличением ересей. Сегодня митрополит Епифаний признается, что на имя Сергей уже никак не реагирует.
Третья веха – год 2013-й. Решением Архиерейского собора УПЦ КП Епифаний был возведен в сан митрополита Переяслав-Хмельницкого и Белоцерковского и назначен патриаршим наместником с правами епархиального архиерея. Устав гласит, что наместнику надлежит помогать главе Церкви в руководстве приходами в Киевской области, а в случае смерти патриарха – исполнять обязанности местоблюстителя патриаршего престола. Епифаний стал правой рукой патриарха Филарета. Это во многом определило его дальнейшую судьбу. Обращаясь 23 января с приветственным словом к Филарету в честь его 90-летия, Епифаний подчеркнул: "Лично для меня как для Предстоятеля, которого Бог, Ваше благословение и соборное избрание также в молодом возрасте позвали нести этот крест, – Ваш жизненный пример является источником вдохновения в том, что как Вас не оставил Бог, но помог и укрепил, так и меня Он не лишит Своей милости".
Сегодня завершается оформление четвертой вехи митрополита Епифания. Его восхождение достигло своего пика. Карьерная лестница почти уперлась в небо. Дальше – только служение.
Слово – не воробей. О чем успел сказать Епифаний?
Сегодня положение обязывает Епифания уходить от жесткой риторики. Он все больше говорит о единстве
До последнего времени Епифаний почти не давал интервью. Теперь все поменялось. Он стал медийной фигурой, а его взгляды – достоянием общественности. В том числе те, которые были озвучены несколько лет назад.
Оказалось, что молодой священнослужитель давно мечтал о единой поместной церкви. "Рано или поздно, – заявлял он в октябре 2013 года, едва став наместником патриарха, – но народ Украины будет иметь свою поместную православную церковь, как имеет государство, президента, правительство, армию, гимн, герб, флаг... Это неизбежно".
В 2015-м в статье "Долго ли еще в украинских душах будет шарить рука Москвы?" он дал оценку кровожадному "русскому миру": "Наших воинов на передовой и мирных жителей в горящем Донбассе убивают не русские пули, мины или "Грады". Убивают идеи "русского мира"… И убивают создатели и пропагандисты этих идей – независимо от того, носят они костюмы, мундиры или парчовые ризы".
Там же он назвал Кирилла (Гундяева) агентом ФСБ: "И сам патриарх, и эти структуры зависят от российской власти и особенно – от спецслужб. А сотрудники этих служб не только взаимодействуют со структурами МП, но и непосредственно работают в них, нося кто пиджаки, а кто и рясы".
Сегодня положение обязывает Епифания уходить от жесткой риторики. Он все больше говорит о единстве. Обещает работать с представителями Московского патриархата, "общаться, приглашать проявлять нашу любовь и взаимоуважение". Хотя и знает, что "наш сосед (Россия. – Фокус), наши друзья, в кавычках, только и ждут, что произойдет какое-то кровопролитие". Если же он упоминает патриарха Кирилла на службе, то к этому, объясняет, его обязывает Томос: следует перечислять предстоятелей всех православных церквей.
Несколько раз митрополиту в его "новейшей истории" пришлось оправдываться. Один случай был связан со слухами о переносе празднования православного Рождества с 7 января на 25 декабря. Волна поднялась еще осенью, но свое слово Епифаний сказал уже после избрания предстоятелем: "Если мы перенесем дату празднования с 7 января на 25 декабря, украинский народ этого не воспримет. Нужно объяснять, информировать. Когда люди поймут, что это не догма, а просто дата, тогда можно действовать и принимать решение".
"Постепеновец" – забытый термин, которым можно было бы охарактеризовать позицию Епифания по многим вопросам. В том числе скользким.
Незадолго до Нового года его разыграли по телефону российские пранкеры. Собеседник выдал себя за Дэвида Макаллистера, главу комитета по иностранным делам Европарламента, и высказал мысль, что новой церкви хорошо бы смягчить свою позицию в отношении ЛГБТ-сообщества. Это, мол, "было бы прекрасным стимулом для европейских властей принять вас в свою семью".
"Постепеновец" – забытый термин, которым можно было бы охарактеризовать позицию Епифания по многим вопросам
Епифаний (почему-то на русском, а не на украинском и не на английском, на котором к нему обращались и которым он, как сообщается, владеет) ответил: "Это сложный вопрос, который мы не должны поднимать в начале нашего пути. Потому что украинское общество, вы знаете, как воспринимает этот вопрос. Поэтому сейчас как бы нужно работать над этим. Чтобы украинское общество это воспринимало. Но это долгий путь. И мы будем работать. Ну, конечно, мы будем общаться и искать ответы на сложные вопросы". Потом в "Киевских епархиальных ведомостях" появилось опровержение: "Церковь придерживается библейской позиции, определяя однополые отношения как грех…", и так далее. Вплоть до замечания, что "в течение разговора у митрополита Епифания появилось ощущение, что это провокация". Досадная оплошность, но в конце концов предстоятель молод и не является таким тертым калачом, как украинские политики, которых пранкерам тоже случалось разводить, как котят.
На трон!
Дата интронизации Епифания – своеобразный контрапункт в отношении Кирилла (Гундяева): десять лет назад, 1 февраля 2009 года, в Храме Христа Спасителя состоялось его возведение на патриарший престол. Началась эпоха "железной пяты" Москвы в церковных делах. Теперь же этот период символически заканчивается.
Интронизация – акт необходимый для того, чтобы предстоятель мог официально вступить в свои права. Что-то вроде инаугурации нового правителя страны, с той разницей, что делается все не на 4-5 ближайших лет. Обычно главы церквей остаются на своих постах до последнего вздоха. Сама церемония совершается во время литургии. При этом новоизбранного иерарха облачают в богослужебные одежды, соответствующие сану.
Даниил Памфильский, архиепископ Украинской православной церкви в США, чья миссия экзарха Вселенского патриарха в Украине по подготовке автокефалии и созданию поместной церкви уже завершилась, называет процедуру "маленьким духовным празднованием". "Внутренне ПЦУ сделает свое собственное официальное формальное богослужение, когда митрополит сядет на престол митрополичий, провозгласит проповедь к людям, – говорит он. – Это будет молитвенная и евхаристическая процедура, на которую съедутся гости".
Некоторые из приглашенных – причем приглашенных Вселенским патриархом Варфоломеем – отказываются ехать на инаугурацию. Например, афонские старцы. С Афона сообщают, что "святые люди сохраняют равновесие и не решили открыто двигаться ни в одном направлении". Но эта частность никак не может повлиять на общую картину: сегодня митрополит Епифаний вступает в права полноценного предстоятеля Православной церкви Украины. И вслед за этим шагом отечественному православию следует ждать ветра перемен.
"Мы призваны осуществлять реформы"
1 февраля 2009 года началась эпоха "железной пяты" Москвы в церковных делах. Теперь же этот период символически заканчивается
Эти слова Епифаний произнес в одном из недавних интервью. Подчеркнув, что дело это – не только главы церкви. Здесь важно участие Священного Синода – его первое заседание состоится после интронизации, и на нем сформируют руководящий состав церкви. Естественно, что весомым будет слово Филарета, которого Епифаний сразу после избрания его главой Православной церкви Украины объявил духовным наставником ПЦУ, который "будет и дальше почетным действующим пожизненно [наставником], помогающим нам совместно строить нашу единую поместную Украинскую православную церковь". Важна, по мнению митрополита, и постепенность действий: "Реформы – это всегда больной вопрос… Если Синод примет решение о реформе, а народ этого не воспримет, то что тогда? Мы должны объяснять, убеждать, чтоб люди воспринимали".
Какой же видит Епифаний новую церковь?
Во-первых, она должна быть ближе к людям. "Чтобы священнослужители или иерархи не сидели за стенами монастырей или храмов и ждали, когда к ним придет мирянин. Священнослужитель должен работать в направлении просвещения. При каждой парафии, при каждом монастыре должны работать воскресные школы. Должны работать определенные просветительские центры".
Во-вторых, должно поменяться отношение к молодежи. Ей не следует ставить препятствия. "Приходит молодой человек, впервые переступает порог храма и получает такие четкие указания: "А почему ты одет так? А почему ты повернулся так? Свечки ставятся так, а не по-другому". Мы должны постепенно отходить от этого. Если человек впервые пришел в храм, мы даже не должны обращать внимания на его внешний вид. Если он первый раз переступил порог храма и мы ему ставим препоны, он второй раз уже никогда не придет. А если он ощутит тепло, он придет второй раз и третий, он поймет и сам изменится. Он уже не придет в том виде, в каком пришел впервые".
В-третьих, необходимы изменения в том, что можно назвать бизнесом при храмах. "Когда человек заходит в храм и видит прайс на проведения богослужений, треб, то это вызывает в определенной мере отвращение. Что мы видим в греческих церквях? В храмах нет лавок (где торгуют. – Фокус). Не продают даже свечей. Ты приходишь, жертвуешь в "карнавку" определенную сумму, берешь свечку. Тебя никто не контролирует. Ты ее ставишь, молишься. Нет хаоса, шума. Но тут другой вопрос. Каждая громада, особенно в это нелегкое время, должна себя обеспечивать. Есть меценаты. Есть те добрые люди, кто помогает. Для того чтоб просто содержать храм".
В-четвертых, нужно будет выстроить отношения ПЦУ с украинцами за границей. Поскольку церкви запрещено создавать свои парафии за рубежом – это нарушение норм Томоса. Тут придется договариваться с Константинополем. "Со временем мы будем вместе сотрудничать. Делегировать украинских священнослужителей, которые будут находиться в юрисдикции Вселенской патриархии, но удовлетворять духовные потребности украинцев за рубежом. Мы создадим двустороннюю комиссию, которая будет заниматься этим сложным вопросом. Наверное, в этом году".
- Читайте также: Трудности перехода. Какие опасности ждут верующих при попытке сменить церковь на Православную украинскую
О получении статуса патриархии дискутировать рано, считает Епифаний. "Мы делаем только первые шаги в нашем становлении. И давайте не говорить о таких необъятных вещах. Да, в будущем мы не отбрасываем. И мы будем идти этим путем… Когда мы утвердимся, когда объединим все украинское православие вокруг киевского престола, тогда мы сможем претендовать", – говорит предстоятель, подчеркивая, что в вопросе объединения, перехода приходов в ПЦУ "мы не должны оказывать никакого давления".