Разделы
Материалы

Без прапорщиков и старшин. Когда в Украине появится сержантский корпус по стандартам НАТО

Максим Мухин
Фото: пресс-служба Министерства обороны Украины

Верховная Рада со второй попытки включила в повестку дня сессии законопроект о переходе сержантского корпуса на стандарты НАТО. Но перспективы его принятия пока неясны. Фокус разбирался, почему парламент не спешит сделать сержантов основой украинской армии

Верховная Рада со второй попытки включила в повестку дня законопроект о выполнение воинской обязанности и военной службы №10181. Речь идет о так называемом законопроекте о развитии сержантского корпуса Вооруженных сил Украины по стандартам НАТО. Решение принято с третьей попытки 229 голосами. 14 мая в сессионном зале не нашлось голосов, чтобы начать рассмотрение документа. На это отреагировал начальник Генерального штаба Вооруженных сил Украины Виктор Муженко.

"Сержанты – главные в поддержании воинской дисциплины, индивидуальной подготовке и сохранении боевых традиций. Надеемся, что этот закон будет принят", — написал в своем Twitter начальник Генштаба.

Отметим, что законопроект зарегистрирован в Раде еще в марте 2019 года. Он разработан группой народных депутатов во главе с председателем парламента Андреем Парубием. Законопроект предлагает изменить шкалу армейских и флотских воинских званий в соответствии со стандартом НАТО STANAG 2116. В первую очередь это касается сержантских и старшинских званий. Так, документом предусмотрено разделение сержантских званий на младший, старший и высший составы. К младшему составу отнесли младших сержантов и сержантов (старшины 2 и 1 статьи для флота), старший состав – старший сержант (главный старшина), первый сержант (главный корабельный старшина) и штаб-сержант (штаб-старшина). Высший состав – мастер сержант (мастер старшина), старший мастер сержант (старший мастер старшина) и главный мастер сержант (главный мастер старшина). В младшем рядовом составе появится звание "рекрут", которое соответствует рядовому. Отменяются воинские звания "прапорщик, старший прапорщик" (мичман, старший мичман на флоте). Предельный возраст пребывания на военной службе по контракту для сержантского состава увеличивается на пять лет, до 45 для младшего сержантского (старшинского), 50 – старшего и 55 – высшего. Законопроект описывает функции и полномочия для каждого из составов. Вводится понятие "Совета сержантов батальона", правда, не определен статус этого органа, порядок его создания и полномочия. Также вводится понятие "бригады" для обозначения военного соединения.

Законопроектом вносятся изменения в закон Украины о воинской обязанности и военной службе, устав внутренней службы и дисциплинарный устав ВСУ.

Стоит отметить, что законопроект предлагает исключить из Дисциплинарного устава ВСУ норму, согласно которой применение оружия допускается только в боевой обстановке, а в мирное время – в исключительных случаях, в соответствии с требованиями Устава гарнизонной и караульной служб и Устава внутренней службы ВСУ. По оценкам Главного научно-экспертного управления парламента, это открывает возможность для ничем не ограниченного применения оружия в мирное время. Кроме того, в законопроекте описываются полномочия начальника Генерального штаба – Главнокомандующего ВСУ, что не соответствует нормам закона о национальной безопасности. Напомним, в законе эти должности разделены.

Все для НАТО

Народный депутат Тарас Пастух ("Самопомич"), один из соавторов законопроекта, отметил, что все дискуссионные вопросы документа обговорены на заседании профильного комитета 15 мая. В тот же день комитет единогласно рекомендовал документ для принятия в первом чтении.

Пастух признает, что в документе действительно присутствует ряд несоответствий. По его словам, это связано с тем, что в этом законопроекте объединено два существующих документа.

"Было два похожих законопроекта, их объединили и доработали вместе с представителями Минобороны и Генштаба. На комитете отмечен ряд неточностей, это сугубо технические моменты, которые нужно было доработать. Например, мы ликвидируем прапорщиков и старшин, но на флоте оставляем звания старшин. Приказы генералов обязательны для выполнения старшим офицерским составом, но не указана иерархия. Получается, что приказ генерала Нацгвардии будет обязателен для полковника ВСУ", — рассказывает Фокусу Пастух.

По словам секретаря парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Ивана Винника (БПП), законопроект необходим для повышения роли сержантского и старшинского составов в соответствии со стандартами НАТО. При этом он затруднился спрогнозировать, когда документ может быть принят парламентом.

"Мы идем в НАТО, реформируем армию в соответствии с их стандартами, поэтому не должно быть разночтений в воинских званиях, военных соединениях и их функционале. Вопрос поддерживается всеми фракциями парламентского большинства, но проблема в том, что Рада вошла в зону политической турбулентности, вызванной инаугурацией нового президента и возможными досрочными выборами. Сложно сказать, когда он будет проголосован", — отметил он изданию.

Стоит отметить, что в феврале 2019 года Верховная Рада отказалась принять законопроект о полномочиях, правах и обязанностях главных сержантов и старшин. Нормы этого документа были практически аналогичны нормам законопроекта №10181. Тогда документ поддержали 165 народных депутатов при 226 необходимых.

Полная готовность

Реформа профессионального сержантского корпуса в украинской армии активизировалась после начала российской агрессии. В 2020 году ожидается создание сержантского корпуса, совместимого со стандартами стран – членов НАТО. Данная задача закреплена в государственной программе развития ВСУ. Заместитель начальника научно-исследовательского управления Генерального штаба ВСУ Виктор Шидлюх объясняет, что организационно-штатная структура украинской армии основана на советской практике, где главным был командир. На нем лежала ответственность за боевую подготовку, морально-психологическое состояние бойцов, дисциплину в подразделении, а также за состояние техники и оружия. В новой системе офицерская и сержантская вертикаль существуют параллельно. При этом сержант является помощником командира, а не его подчиненным. Поэтому принятие закона о сержантских и старшинских званиях необходимо для нормативного регулирования данного вопроса. По его словам, работа по подготовке младшего командующего состава ведется уже несколько лет.

"Нужно, чтобы не возникало вопросов, мол, где это написано, поэтому нужен закон. Мы реформируем сержантскую службу, которая досталась от Совка, где сержант приравнивался в полномочиях к солдату. Это другой подход, новый сержант самостоятелен в своих действиях. Если организацией и планированием боя занимается офицер, то руководит этим боем именно сержант. Все задачи по индивидуальной подготовке военнослужащих выполняет также сержант как специалист своего дела. Он поддерживает позитивную морально-психологическую атмосферу, заботится о персональной готовности к выполнению задач каждого из подчиненных", — рассказывает Фокусу Шидлюх.

По его словам, в случае принятия необходимого закона армия выполнит его нормы в оперативном режиме.

В феврале 2019 года временно исполняющий обязанности начальника Управления по работе с сержантами Генштаба ВСУ Андрей Познякевич заявлял, что в течение года более 2 тыс. офицерских должностей будет заменено сержантами.