Разделы
Материалы

Каннские ветки

Психопатологическая драма «4 месяца, 3 недели, 2 дня» была единственной картиной на Каннском фестивале, которая понравилась абсолютно всем. Ей и присудили «Золотую пальмовую ветвь». Тарантино, братья Коэны, Ким Ки Дук, Вонг Кар Вай и Кустурица отправились домой налегке. Лишь один из именитых режиссеров — американец Гас Ван Сент — взял приз. Да и тот — «почетный», придуманный в связи с 60-летием фестиваля

Иногда казалось: бомонд забыл, чего ради прибыл в Канны. Чудак-миллиардер из Саудовской Аравии Насер аль-Рашид посадил свою яхту на мель едва ли не у набережной Круазетт. Она получила две пробоины, но не затонула. Журналисты использовали происшествие для своих метафор: дескать, фестивальные показы похожи на это судно. Дорогой и искусственный, как протез, европейский и американский кинематограф терпит бедствие. На смену ему идет другое кино.

Румынский взрыв
О том, что в юбилейный год в Каннах победит режиссер без имени, заговорили задолго до оглашения результатов. Мэтры истощились, да и котел страстей кипит сейчас в Восточной Европе. А где страсть, там и большое искусство. Румыния ликует и чествует создателя фильма-победителя Кристиана Мунгиу, доказавшего: не нужны большие деньги и знаменитые актеры для того, чтобы рассказать историю, которую услышит зритель. Бюджет картины "4 месяца, 3 недели и 2 дня" составил всего 600 тыс. евро: сумма для современного кино ничтожная. До прихода в кинематограф 39-летний Мунгиу работал учителем и журналистом — как говорится, не боги горшки обжигают…

На этом успехи Румынии в Каннах не закончились. В конкурсе "Особый взгляд" победила лента "Мечты о Калифорнии" Кристиана Немеску (он, увы, погиб в автокатастрофе в августе 2006-го).

В начале века положение кинематографа в Румынии было бед­ственным. В 2000 г. в стране не сняли ни одного игрового художественного фильма. Такими "достижениями" не может похвастать и Украина…

Ситуация изменилась, когда в 2002-м государство ассигновало $5 млн. на съемки 10 игровых картин. Киношники встрепенулись, воспрянули духом. Потянулись в страну и зарубежные режиссеры, оставившие в Румынии не менее $200 млн. Франко Дзефирелли снимал здесь "Каллас навсегда", а Энтони Мингелла — "Холодную гору".

Сами румыны связывают подъем национального кинематографа с экономическим ростом 2003-го. Поднакопив лей, румыны "выстрелили" целой обоймой шедевров.

В прошлом году у румынов уже был свой павильон в Каннах и два представителя в конкурсах. Оба удостоились наград. Режиссеру Корнелиу Порумбою досталась совсем не пустяшная "Золотая камера" за "12.30 на востоке Бухареста" — о кровавой революции 1989 г.

— Пришла мода на румынское кино, — утверждает Андрей Халпахчи, генеральный директор МКФ "Молодість", один из немногих наших соотечественников, которому удалось посмотреть большую часть каннской программы 2007-го. — Их кинематограф за три года сделал огромный скачок. В стране серьезно занимаются промотированием кино. А кроме того, у румынов свежий, незамутненный взгляд на мир. Как у младенца, который увидел его в первый раз. Пожалуй, в этом главная причина того, что в мире теряет позиции азиатское и латиноамериканское кино, и вызывает интерес восточноевропейское, в первую очередь, румынское. Это дает надежду: на волне интереса к новым демократиям могут заметить и украин­ские работы.

Бунт Некрасова и других
Российские режиссеры, участвовавшие в конкурсе — Андрей Звягинцев и Александр Сокуров, — вызвали оживление местных наблюдателей своей непосредственностью. Оба оказались на редкость обидчивы. Сокуров с Галиной Вишневской — исполнительницей главной роли в фильме режиссера "Александра" — отказались приехать на премьеру. Александр Николаевич обиделся на российские медиа, устроившие почести коллеге Звягинцеву.

С последним приключился занятный конфуз. Андрей Звягинцев в красках живописал историю создания своего "Изгнания" с швед­ской актрисой Мари Бонневи в главной роли. О том, как долгих два года он ждал, пока она освободится (Мари — востребованная театральная актриса). Как еще год занимался озвучкой. Шутка ли: проверить 83 русских претендентки, каждая из которых прошла по 5-6 часов проб… Кончилось тем, что жюри отметило призом за лучшую роль… нет, не актрису, занятую в конкурсной ленте Звягинцева, а актера — Константина Лавроненко.

В субботу в Каннах приземлился "фильм-сюрприз", как заведено на крупных фестивалях. "Бунт. Дело Литвиненко", снятый Андреем Некрасовым и Ольгой Конской, ввели в программу за три дня до окончания фестиваля. Некрасов начал снимать фильм в Лондоне, как только бывший эфэсбэшник Александр Литвиненко попросил политиче­ского убежища в Великобритании. Большая часть материала — монолог диссидента о том, что такое ФСБ. Концовка по-киношному хороша, но довольно жутковата: Луговой объясняет автору, как действует полоний, и под занавес предлагает ему чашку чая.

Фильм не обладает художественными достоинствами, однако резонанс вызвал, что и нужно было Каннам — конкурсу падкому на политсенсации. Об этом, к слову, свидетельствует и победа американ­ского документалиста Майкла Мура с антибушевским фильмом "Фаренгейт 9/11" в 2004 г.

В нынешнем году Мур заявил, что ему не нужны награды, и представил свой очередной политиче­ский памфлет "Сико" вне конкурса. Картина — о здравоохранении в США, которое режиссер сравнил с кубинским, где, как выяснилось, не все так плохо. Привез работу режиссер в Канны тайно: у американских властей были вопросы к нему по поводу законности его пребывания на Кубе.

Лауреаты 60-го Каннского кинофестиваля

"Золотая пальмовая ветвь":Гран-при фестиваля:Приз жюри:Приз за лучшую режиссерскую работу: Приз за лучший сценарий: Приз за лучшую женскую роль: Приз за лучшую мужскую роль:Специальный приз по случаю
60-летия Каннского кинофестиваля:
Приз международной федерации кинокритиков FIPRESCI:Лучший короткометражный фильм:"Особый взгляд":

Каннское оскудение
— Шедевров в Каннах я не видел давно, — говорит Андрей Халпахчи. — Когда-то здесь спорили за награды Бергман, Висконти, Ренуар, Вайда. Каждый из их фильмов становился событием. А сейчас — наша картина ("Два в одном" Киры МуратовойФокус) на голову выше работ, представленных многими конкурсантами этого года.

...Когда большое кино молчит, дает знать о себе Голливуд. Стивен Содерберг (каннский лауреат 1989 г.) учинил в Каннах шумную премьеру своих "13 друзей Оушена" (фильм третий). На набережной Круазетт выстроились все актеры, игравшие в фильме: Джордж Клуни, Брэд Питт, Мэтт Дэймон, Энди Гарсиа… Явилась к премьере голливудского блокбастера и Шерон Стоун, прогремевшая в Каннах своим благотворительным антиспидовским аукционом. Журналисты и это мероприятие умудрились опошлить, фотографируя в основном декольте знаменитостей.

Уровень работы "акул пера" всерьез опечалил Романа Полански. На пресс-конференции по случаю презентации проекта "Кинотеатр", с участием 35 именитых режиссеров, он сказал: "Настолько пустые и бедные вопросы — это позор. Думаю, компьютеры довели журналистов до такого уровня. Судя по всему, кино вас не интересует. Пойду-ка я обедать". Встал и ушел.

Журналисты с Украины также не проявляли особой изобретательности. Так что единственной конкурсантке из Украины — Кате Рак — пришлось, в основном, раздавать интервью россиянам.

Картина австрийца Зайдля "Импорт/Экспорт", в которой снялась актриса, лавров в Каннах не снискала. Разве что британский журнал Screen выставил ей высокие оценки и предрек успешный прокат.

— "Импорт/ Экспорт" — это сильный удар, а не глубокое проникновение, — считает г-н Халпахчи. — Лента интересная по конструкции, идее. Мне очень понравилась работа в ней Екатерины Рак. По-моему, лучшая женская роль на фестивале. Нельзя сказать, что выдающаяся, но на фоне того, что мне пришлось увидеть в Каннах, — самая запоминающаяся.