Медиатор от медицины. Нужна ли "третья сила" в спорах между медучреждениями и пациентами
В Украине может появиться омбудсмен по медицинским вопросам. Фокус разбирался, зачем он нужен.
"Как депутат-мажоритарщик получаю многочисленные жалобы пациентов о ненадлежащем медицинском обслуживании. Настолько же часто слышу от врачей, что их права нарушаются. Часто между пациентом и врачом нет медиатора, который бы рассудил, кто прав, а кто нет. И одна и другая сторона вынуждены защищаться в судах. Пациенты теряют драгоценное время, а врачи — свою репутацию", — написала 19 апреля в Facebook Ольга Василевская-Смаглюк, народный депутат.
В тот же день она вместе с коллегой по фракции "Слуга народа" Оксаной Дмитриевой и председателем Верховной Рады Дмитрием Разумковым зарегистрировала в парламенте законопроект об Уполномоченном Кабинета министров по вопросам здравоохранения. Именно медицинский омбудсмен, по мнению Василевской-Смаглюк, может стать такой третьей — независимой — стороной в конфликтах между медучреждениями и пациентами. Он получит право открывать производства по жалобам медицинских работников, пациентов и их родственников, направлять запросы, давать рекомендации, создавать региональные представительства, в том числе в больницах, а также сотрудничать с парламентом, участвуя в подготовке профильных законопроектов.
Как объяснила в комментарии Фокусу Ольга Василевская-Смаглюк, омбудсмен сможет вмешиваться в самые различные ситуации.
"Был случай: женщина родила в частном роддоме, с ребенком было что-то не так, но врачи не могли поставить диагноз. При этом они не привлекали неонатологов из других медучреждений и не разрешали вывезти новорожденного из роддома. Семья чуть не потеряла малыша. В итоге все обошлось, но теперь родители не понимают, к кому они могут обратиться за медицинской экспертизой. Государство вообще никак не участвует в этом", — рассказывает нардеп. Именно для таких сложных конфликтов и необходимо наличие независимого медиатора в стране, уверена она.
За и против
Сегодня в Украине институты омбудсменов — по гендерной политике, защите украинского языка, правам детей, по вопросам реабилитации ветеранов, волонтерскому движению — существуют при Верховной Раде, Кабинете министров и Офисе президента. Однако деятельность лишь нескольких из них можно назвать результативной. О работе большинства уполномоченных в украинском обществе даже не слышали.
Именно медийная персона сможет стать медиатором и возродить доверие между врачами и пациентами
Тем не менее Ольга Василевская-Смаглюк в качестве позитивного примера приводит образовательного омбудсмена Сергея Горбачева.
"В моем [избирательном] округе в Буче построили классную, современную школу. Родители из бывшего Бородянского района узнали об этом и быстро перерегистрировались в каких-то общежитиях, чтобы их дети смогли пойти туда. А детям, которые действительно живут рядом со школой, просто не хватило мест. Образовательный омбудсмен вмешался, открыл производство и разобрался в этой ситуации. Проблему удалось решить", — комментирует нардеп. Собеседница Фокуса уверена, что уполномоченный по медвопросам сможет таким же образом регулировать конфликты в сфере здравоохранения.
Многие украинцы новость о возможном появлении медицинского омбудсмена восприняли скептично.
"А где пенсионный омбудсмен? Где омбудсмен по ЖКХ по продовольствию, по соблюдению Конституции, по судебным делам и т. д.? Просто надо работать, а не создавать непонятные хлебные должности для ничегонеделания", "Еще одна "имитационнодеятельная" должность", "Плохая новость для оставшихся врачей, ибо их ждет судьба учителей, на которых будут официально стучать "благодарные" пациенты", — пишут в комментариях. На публикацию Василевской-Смаглюк отреагировал и ее коллега по депутатскому корпусу Алексей Кучеренко, первый заместитель главы Комитета по вопросам энергетики и ЖКХ. "Немного странно — а министр здравоохранения разве не уполномоченный правительства по медицинским вопросам?" — спрашивает он.
В то же время эксперты об идее парламентариев в целом отзываются позитивно. Дмитрий Коваль, генеральный директор Украинского центра трансплант-координации, поддерживает создание такой должности в стране. По его мнению, это позволит обеспечить дополнительный контроль предоставления качественных медицинских услуг, в том числе в сфере трансплантологии. Однако чтобы работа уполномоченного стала результативной, в законодательстве важно детально прописать права и обязанности омбудсмена, его функционал и все инструменты, необходимые для осуществления такой деятельности, уверен Коваль.
Инна Иваненко, исполнительный директор благотворительного фонда "Пациенты Украины" и глава Совета общественного контроля при Национальной службе здоровья Украины (НСЗУ), соглашается, что появление института медицинского омбудсмена пойдет на пользу сфере здравоохранения.
"Сейчас эта ниша не занята, — объясняет она. — Да, существует НСЗУ, мониторящая предоставление медицинских услуг, но они делают это лишь в соответствии с условиями договора, заключенного с больницей. Еще есть Минздрав, который как раз должен контролировать качество медпомощи и разбирать претензии пациентов, но какой-то особенно активной работы в этом направлении министерство не ведет".
Чужая практика
Аргументируя целесообразность назначения омбудсмена, авторы законопроекта ссылаются на опыт США и Великобритании, где создание такого института усилило контроль над медучреждениями и способствовало улучшению медобслуживания населения. По словам Иваненко, в Великобритании эту практику действительно можно назвать эффективной. "Там на несколько больниц приходится один омбудсмен, который защищает права пациентов, разрешает споры. Его работа оплачивается Британской национальной службой здравоохранения", — комментирует эксперт. При этом она отмечает, что пока непонятно, как именно такой институт будет функционировать в Украине и будет ли он настолько же результативным.
Как считает Инесса Матюшенко, соосновательница фонда поддержки взрослых онкопациентов Inspiration Family, назначение медицинского уполномоченного в Украине полностью оправданно.
"Люди по всей Украине часто сталкиваются с назначением неправильного или устаревшего протокола лечения, перепродажей препаратов, купленных за счет государства, халатностью врачей по отношению к пациенту. С другой стороны, пациенты тоже не всегда ведут себя корректно", — говорит эксперт. По ее словам, в настоящее время функции медицинского омбудсмена в стране выполняют пациентские организации, которых не так уж и много.
Законопроект определяет, что уполномоченным по медицинским вопросам может стать гражданин Украины, которому исполнилось 30 лет. У потенциального омбудсмена должны быть высшее медицинское или юридическое образование и опыт деятельности по профилю.
Ольга Василевская-Смаглюк не говорит, кого бы она хотела видеть на должности медицинского омбудсмена: "Не хочу называть кого-то конкретного, чтобы не испортить саму идею. Мое мнение может не совпадать с мнением других. Но у нас есть очень много людей, которым доверяет общество: Светлана Ройз, Анастасия Леухина, когда возглавляла движение "Пустите в реанимацию". Думаю, что в самом начале это должен быть известный человек".
Нардеп объясняет, что именно медийная персона сможет стать медиатором и возродить доверие между врачами и пациентами.