Интересоваться современным украинским искусством стало модно недавно, однако сам отечественный контемпорари-арт появился значительно раньше. Убедиться в этом можно в Национальном художественном музее Украины
Здесь до 1 ноября проходит выставка "Украинская новая волна. Живопись второй половины 80-х – начала 90-х годов". Для внушительной экспозиции, которая занимает четыре зала, руководство музея собрало работы всех знаковых художников, созданные в это время. Именно тогда родился украинский трансавангард – течение, с которого начался весь отечественный рынок актуального искусства.
Значительная часть художников, сформировавших ту "Новую волну", активно работают и сейчас, среди них – Николай Маценко, Игорь Гусев, Юрий Соломко, Александр Ройтбурд, Илья Чичкан, Арсен Савадов. Манера многих из них за последние 15 лет изменилась, причем у некоторых – довольно сильно. Поэтому выставка в Нацмузее – хорошая возможность посмотреть на ранних Александра Гнилицкого, Олега Тистола или Василия Цаголова. Тем более что эти их работы давно осели либо в музейных фондах, либо в частных коллекциях, иногда даже за границей, как произошло с полотном "Печаль Клеопатры" Арсена Савадова и Георгия Сенченко. Эту картину критики считают стартом трансавангарда, однако ее оригинал находится в США, а в Нацмузее, прямо напротив входа на выставку, висит гигантская репродукция. Есть на выставке и несколько редких полотен Олега Голосия. Художник, которого уже нет в живых, является одной из ключевых фигур отечественного актуального искусства.
Вообще же нынешняя выставка – практически уникальный случай, когда в одном помещении представлены полотна из фондов Национального музея и Сумского областного музея, киевской галереи "Совиарт" и PinchukArtCenter, а также из собраний Игоря Воронова, Дмитрия Андриевского, Людмилы Березницкой и еще нескольких частных коллекционеров.
Юлия Куприна, Фокус